Елена Толстунова
Познавательно-исследовательский проект «Мы и космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Березовский детский сад № 2»
Познавательно-исследовательский проект
«Мы и космос»
Для детей среднего дошкольного возраста
Выполнила:
воспитатель Толстунова Е. А.
2019 год.
Паспорт проекта
«Облетев землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать её!»
Ю. Гагарин
«Мы и космос»
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Мы и космос“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Проблема Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Полное наименование проекта «Мы и космос»
Тип проекта Информационно-творческий
Цель проекта : Создание условий для развития познавательной активности через обогащение общих представлений детей о космосе.
Задачи Познакомить с планетами солнечной системы, с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
Развивать коммуникативные навыки, любознательность, самостоятельность, расширять кругозор.
Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к труду людей, работа, которых связанна с освоением космоса.
Содействовать сотрудничеству детей и взрослого.
Приобщать родителей к проведению совместной художественной деятельности с ребенком дома.
Интеграция образовательных областей
Образовательные области: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Продолжительность проекта Краткосрочный (1 неделя) 08.04.2019-12.04.2019
Ожидаемые конечные результаты, целевые показатели
Для детей проявляет познавательный интерес, активен, по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает;
заботливо относится к растительному и животному миру, проявляет чувства сопереживания, желание прийти на помощь;
видит красоту и волшебство времени года зима.
Для педагогов Пополнение пространственной предметно-развивающей среды, совершенствование прочных, доверительных отношений с родителями и формирование гармонически развитой личности ребенка, повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Для родителей вовлечены в творческую совместную деятельность с детьми, проявляют заинтересованность и желание сотрудничать.
Итоговое мероприятие выставка совместного творчества «Мы и космос»
Актуальность проекта : интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.
58 лет назад Юрий Гагарин совершил первый полет в космос. В ходе бесед с детьми выяснилось, что у детей вызывает интерес космическая тематика. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи – от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.
Проблема: современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Ожидаемые результаты:
Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Формы реализации проекта :
• НОД;
• беседы;
• наблюдения;
• игровая деятельность;
• исследовательская деятельность;
• продуктивная деятельность;
• чтение художественной литературы.
План реализации проекта :
1. Опытно-экспериментальная деятельность.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Сбор материала и информации по теме проекта.
Выполнение проекта :
Образовательная область: «Познание»
Цель: Расширение и уточнение знаний детей о космическом пространстве, о необходимости беречь и охранять нашу планету.
1. Дидактические игры: «Космическая станция», «Правильно расставь планеты», «Назови лишнее», «Подбери пришельцу ракету», «Собери созвездие».
2. Экспериментирование:
• Как летит ракета (воздушный шарик)
• Невесомость (вода, воздушный шарик)
• Солнечное затмение (свечение фонариком)
• Отражение света (солнечные зайчики)
• Вращение Земли (глобус)
3. Рассматривание иллюстраций о космосе.
4. Просмотр мультфильмов о космосе.
5. Сюжетно-ролевые игры «Космические приключения».
6. Настольно-печатные игры «Солнечная система».
7. Презентация «Космическая экспедиция».
8. Беседы: «Ю. Гагарин-первый человек побывавший в космосе», «Что случится с нашей планетой, если…» - обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: совершенствование изобразительных умений и навыков, развитие эстетического восприятия, умение видеть красоту окружающего мира.
1. Рисование: «Космос».
2. Аппликация «Ракета».
3. Лепка из пластилина: «Необычный космический корабль».
4. Раскраски о космосе.
5. Прослушивание музыкальных произведений по теме космос.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Цель: Воспитание желания совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.
Подвижные игры: «Невесомость», «Солнечный лучик», «Солнышко и дождик».
Игровые упражнения: «Найди свою ракету», «К полету готовься».
Здоровье сберегающие технологии:
Беседа «Кого принимают в космонавты?»
Цель: Закрепление представлений о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.
Пальчиковая гимнастика «5.4.3.2.1-пуск», «Нравится - не нравится».
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: Расширение словаря детей по теме, развитие диалогической и связной речи, совершенствование умений отвечать на вопросы полным предложением.
Беседы: «Что такое космос?», «Профессия космонавт», «Солнце и луна».
Наблюдение в домашних условиях за звездным небом и рассказы об увиденном.
Чтение художественной литературы:
Цель: Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе.
«Краденое Солнце», «У Солнышка в гостях», «Как Солнце и Луна друг к другу в гости приходили», отрывок из В. Синицына «Первый космонавт».
Чтение стихотворений о космосе.
Загадки о космосе, о планетах, о космонавтах.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: Воспитание доброжелательных отношений у детей и взрослых, чувство коллективизма и взаимопонимания.
Сюжетно-ролевая игра: «Работа на космодроме».
Заключение:
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Мониторинг знаний детей по теме «Мы и Космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
Кто летает в Космос?
Кто первый полетел в космос?
Как звали первого космонавта?
На чем летают в космос?
Зачем люди летают в Космос?
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней.
Литература:
Космос. Детская энциклопедия. - Москва, 2000.
Цикл познавательных статей в энциклопедиях
Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Москва,1981.
Почемучка. Под ред. А. Алексина. - Москва, 1992.
Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007.
Е. П. Левитан «Ау, инопланетяне!»,
А. Н. Томилин «Есть ли вода в «Море Дождей»
Несброшюрованный альбом «Мирный космос».
Интернет ресурсы.