Екатерина Яхонтова
Познавательно-исследовательский проект «Луковые истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад №22»
Проект «Луковые истории»
Авторы проекта :
Вдокичева Екатерина Игоревна – воспитатель первой квалификационной категории.
Коченова Наталья Алексеевна – воспитатель первой квалификационной категории.
Аннотация
Участники проекта : дети старшей группы, их родители, воспитатели группы.
Срок выполнения проекта : две недели.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Луковые истории“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта : развивать познавательный интерес детей, знакомить со свойствами растений.
Задачи проекта :
1) Формировать представления детей об особенностях внешнего вида лука, учить находить донце с корнями и верхушку.
2) Формировать навыки посадки лука, выявлять условия, необходимые для роста растения.
3) Вызывать интерес к наблюдению за процессом роста лука.
4) Обогащать словарь, вводить слова, обозначающие качества.
5) Учить детей оценивать полученные результаты, развивать желание и умение делиться своим опытом.
В ходе проекта дети изучают свойства лука, его строение, самостоятельно выращивают зеленый лук, учатся готовить блюда, содержащие зеленый лук.
Ход проекта
Проблематизация. В период профилактики гриппа дети приносили луковицы для приготовления фитонцидного масла. Несколько луковиц через некоторое время начали прорастать. У детей возник интерес, который был поддержан воспитателями.
Целеполагание. Дети решают узнать, как в условиях северной весны вырастить хороший урожай зеленого лука.
Работа над проектом включала в себя три этапа.
Первый этап (подготовительный). В ходе обсуждения дети решают, что надо, во-первых, хорошо изучить внешний вид лука, узнать его отличия от других растений. Во-вторых, собрать информацию о луке (его особенностях, потребности в воде, свете, земле, тепле, а также загадки, пословицы, игры, художественные произведения, посвященные луку, лечебные и кулинарные рецепты с использованием лука. В-третьих, попробовать самим посадить и вырастить лук.
Второй этап (основной). В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных областей:
«Познание». Дома вместе с родителями дети изучают разные сорта лука. На занятии в группе они рассматривают иллюстрации, картины, натюрморты с изображением овощей, изучают лук и свеклу (чеснок) – отмечают сходство и различия растений по цвету, форме, вкусу. Воспитатель рассказывает о луке. Проводятся беседы о истории возникновения лука, о строении лука, о использовании лука в медицине и кулинарии.
Лук относится к семейству луковых. Это двухлетнее растение с крупной луковицей, состоящей из сочных утолщенных листов-чешуй. В них и находятся все питательные вещества. Сверху луковица покрыта двумя-тремя сухими чешуями. Листья лука трубчатые. Цветочная стрелка заканчивается соцветием-зонтиком из 300-400 мелких цветков. Плод – коробочка с двумя черными семенами (чернушка). Выращивают лук как одно- или двухлетнее растение, размножают сменами или вегетативным способом. При первом способе из семян получают лук-репку, при втором выращивают «севок» - маленькие (0,7 – 2 см) луковички, из которых на следующий год получают лук – репку. Лук требует плодородной, легкой, влагоемкой почвы. Уход заключается в прополке, поливе. Лук отзывчив на фосфатно-калийные удобрения.
Проводится экскурсия в магазин «Дачник» или «Семена». Ребята собирают «советы бывалых огородников», а в группе вместе с воспитателями проводят опыты, показывающие потребность лука в воде, свете, земле, тепле. На основе полученной информации дети составляют схему «Что нужно для посадки лука». Совместно с родителями дети готовят дома и приносят в группу необходимый инвентарь для посадки. В группе под наблюдением воспитателей сажают лук, затем ухаживают за ним и наблюдают за ростом растения, зарисовывая наблюдения в календаре наблюдений. Также в рамках образовательной области «Познание» с детьми проводились дидактические игры «Где растет?», «Что лишнее?», «Волшебный мешочек», «Угадай на вкус».
«Здоровье». В рамках этой образовательной области проводилась экскурсия в кабинет медицинской сестры ДОУ, где с ребятами состоялась беседа о пользе лука. Дети узнали, что летучие вещества – фитонциды, которыми богат лук, защищают наше здоровье.
«Физическая культура». Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. Также с детьми проводились подвижные игры – «Собери лук в корзину» и «Огород».
«Чтение художественной литературы», «Развитие речи». В группе воспитатели читали детям сказку Джанни Родари «Чиполлино». Дома с помощью родителей дети собирали загадки и пословицы о луке и других овощах. Во второй половине дня дети просматривали мультфильм «Чиполлино», а после просмотра делились своими впечатлениями. Для младших дошкольников детьми старшей группы была организована театрализованная деятельность «Путешествие в страну овощей».
«Художественное творчество». Проводились занятия по рисованию: «Какой бывает лук», «Овощи», «Рисуем Чиполлино», коллективная работа «Луковая грядка». Организовывалась выставка детских работ. Также дети лепили лук, выполняли аппликации «Луковичка», «Лук и чеснок». В ходе подготовки инвентаря к посадке лука дети сами украшали свои горшочки, используя различные по фактуре и цвету материалы.
«Социализация». В ходе работы над проектом были поставлены цели: развитие дружественных качеств, умение работать в коллективе, воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережного отношения к окружающей среде.
Работа с родителями.
• Привлечение родителей к сбору информации и проблеме проекта, к приготовлению инвентаря для посадки лука.
• Проведение консультаций для родителей по теме проекта : «Лук от семи недуг», «Лук в кулинарии».
• Оформление совместно с родителями альбома «Луковые истории».
Презентация проекта.
1. Ребята демонстрируют родителям и детям из других групп созданный своими руками «Огород на подоконнике».
2. Участники проекта оформляют альбом «Луковые истории», содержащий сказку о луке, загадки о луке, рецепты лечения луком, рецепты блюд с использованием лука.
Приложение.
Пословицы о луке
Лук добр и к бою и во щах.
Лук, что царь, стрелы, что посланнички.
Лук да баня все правят.
Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.
Лук от семи недуг.
Облупил как луковку.
Миряне – родом дворяне: луковки во щах нет, а пуговка светленькая. Голо, голо, а луковка во щи есть.
Хрен да редька, лук да капуста – лихого не попустят.
Загадки о луке.
Пришел барин с грядки,
Весь в заплатках,
Кто ни взглянет,
Всяк заплачет.
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
Под землей невелик
В шубе золотой старик.
Пришла Таня в желтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.
Сидит Игнатка на грядке,
Кафтан Игнатки в заплатках.
Кто Игнатку тронет,
Тот слезу обронит.
Я и горький, я и сладкий,
К солнцу я тянусь из грядки,
Малышам полезный друг,
А зовусь я просто (лук).
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть не драчун, а просто (лук).
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Начали щипать –
Стали плакать и рыдать.
Скинули с Егорушки
Золотые перышки.
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
Конспект образовательной деятельности.
Образовательная область – Познание.
Проект «Луковые истории».
Тема: «Посадка лука».
Разработали и провели: Воспитатели МДОУ «Детский сад №22» Коченова Н. А., Вдокичева Е. И.
Программное содержание. Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать природные навыки и умения.
Материал. Кукла Незнайка. Расписной сундучок. Для посадки лука: земля, стаканчики, лейка с водой, тряпичные салфетки, фартучки.
Связь с другими образовательными областями. Лепка и рисование лука. Рассматривание овощей и фруктов.
Методика проведения.
Педагог обращает внимание детей на расписной сундучок: «Ребята, вы хотите узнать, что же находится в этом расписном сундучке?»
В это время из-под стола выглядывает Незнайка.
Воспитатель: Ой, кто это? Это же Незнайка! Здравствуй, Незнайка! Что ты там делаешь?
Незнайка: Мне очень хочется узнать, что лежит в этом красивом сундучке. Можно я останусь с вами на занятии и посмотрю, что же в нем находится.
Воспитатель: Дети, позволим Незнайке остаться на занятии? Конечно, Незнайка, ребята рады тебя видеть на нашем занятии.
Педагог заглядывает в волшебный сундучок: «Чтобы узнать, что лежит в сундучке, надо отгадать загадку.
Сидит дед,
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает!
Незнайка: Да это же дед Природовед, я его знаю!
Воспитатель: Незнайка, не торопись, может, дети знают отгадку?
Педагог обобщает ответы детей: «Конечно, это лук! В волшебном сундучке лежат настоящие луковицы». (Достает из сундучка луковицу.) А почему в загадке говорится о том, что дед во сто шуб одет? Это образное выражение. На самом деле это луковица, которая покрыта множеством слоев тонкой кожицы. Когда верхняя кожица подсыхает, она становится ломкой, такую кожицу называют луковой шелухой. На Пасху яйца варят в луковой шелухе, и они окрашиваются в красный цвет. А как вы думаете, почему когда «раздевают» лук, то проливают слезы?»
Воспитатель разрезает луковицу, показывает детям внутренние слои.
Незнайка: А зачем мне этот жгучий лук? Воспитатель: Лук очень полезный. Люди издревле знали: чтобы не болеть, нужно кушать лук. Есть даже такая пословица: «Лук от семи недуг». В луке содержится много полезных веществ – витаминов. Лук можно кушать сырым, вареным и жареным.
Незнайка проводит с детьми физкультминутку.
От простуды и ангины (дети стоят, показывая на горло)
Помогают витамины, (разводят руки в стороны)
Ну а лучше есть лимон (изображают, что кушают лимон)
Хоть и очень кислый он.
Помни истину простую: (грозят пальцем)
Лучше видит тот, (изображают, что смотрят в бинокль)
Кто жует морковь сырую (изображают, что грызут морковь)
Или сок морковный пьет. (изображают, что пьют сок)
Воспитатель: Овощи и фрукты очень полезные, в них содержатся природные витамины. Природные витамины можно вырастить на окне. Дети, а вы знаете, что нужно сделать для того, чтобы вырастить луковицу? (Ответы детей). Конечно, нужно ее посадить. Луковицу можно вырастить в воде и в земле. Если луковицу поставить в воду, она будет расти пером – то есть в зелень. Если посадить луковицу в землю, то будут расти головка луковицы и перо. Сегодня я покажу вам, как можно сажать луковицу в землю». Незнайка быстро берет луковицу, вставляет ее в землю корешками вверх и говорит: «Как легко сажать лук!»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, правильно Незнайка посадил луковицу? Незнайка, нельзя торопиться, каждое дело требует усердия и внимания. Посмотрите, у луковицы есть корешок. Нужно, чтобы луковица была воткнута в землю корешком. Только тогда луковица будет расти. Вверху появятся зеленые росточки – перья лука. Как вы думаете, что нужно еще сделать, чтобы луковица выросла? Конечно, землю нужно полить, чтобы напоить корешки лука. Теперь я предлагаю каждому из вас посадить свою луковицу.
Незнайка: Научите меня!
Воспитатель: Сейчас я покажу, а вы внимательно посмотрите, как нужно сажать лук в землю.
Воспитатель сажает лук и комментирует свои действия. Незнайка и дети выбирают по одной луковице и сажают их в отдельные горшочки.
Воспитатель: Незнайка, выбери, пожалуйста, место для наших луковиц, чтобы им было светло и тепло.
Незнайка: Чтобы луковицы росли, нужно правильно ухаживать за ними и вовремя поливать. Я вам подарю линейку, которой вы будете измерять высоту пера своих луковиц. Когда лук вырастет, его можно будет срезать и покрошить в салат.
Незнайка благодарит детей за интересное занятие и прощается.
Комплекс артикуляционной гимнастики.
Проект «Луковые истории».
Тема: «Овощи».
1. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью.
Поочередно загибать пальцы.
«Сколько грядок в огороде?»
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Раз, два, три, четыре, пять –
Поможем урожай собрать.
Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием.
Высматриваем огурцы.
Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз (выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом, вернуться в исходную позицию (выдох носом).
Что мы видим слева, а что - справа?
Посмотреть направо – увидеть «арбуз», посмотреть налево – увидеть «дыню». Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) – прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) – прямо (выдох носом).
Мимические упражнения.
Чистим и едим лук.
От лука слезятся глаза. Он горький.
Огородное пугало.
Показать: вы испугались огородного пугала.
Упражнения для жевательно – артикуляционных мышц.
Стручок фасоли.
Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»).
Упражнение для губ и щек.
Пришли дети в огород и от удивления окрыли рот, увидев огромную тыкву.
Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти – шести»).
Упражнения для языка.
Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко окрыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
Ровная дорожка в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
Речевая зарядка.
«Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»
Огорченные овощи. Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!»
Художественное творчество (рисование).
Занятие №1. «Какой бывает лук?».
Программное содержание. Познакомить детей с разнообразными видами лука (лук – репка, красный лук). Формировать умения рисовать лук, уметь отображать в рисунке строение луковицы, передавать ее форму. Закреплять умение правильного закрашивания предметов.
Занятие №2. «Овощи».
Программное содержание. Закреплять образные представления об овощах. Продолжать формировать умение рисовать овощи, передавая их форму, цвет, характерные особенности.
Занятие №3. «Рисуем Чиполлино».
Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы и другие характерные особенности. Учить детей рисовать контур простым карандашом (сильно не нажимать, не обводить линии дважды). Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение (не выходя за контур, равномерно, без просветов).
Занятие №4. Коллективная работа «Луковая грядка».
Программное содержание. Учить детей отражать в рисунке строение и форму луковиц, рисовать разнообразные луковицы (большие, маленькие, округлые, продолговатые). Закреплять умение работать кистью, красками. Развивать активность, творчество.
Художественное творчество (лепка).
Занятие №1. «Лепим лук».
Программное содержание. Развивать восприятие, умение замечать отличия от основной, эталонной формы. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев.
Художественное творчество (аппликация).
Занятие №1. «Луковичка».
Программное содержание. Развивать образные представления детей. Закреплять умение вырезать предметы круглой и овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника.
Занятие №2. «Лук и чеснок».
Программное содержание. Продолжать отрабатывать умение вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию движений обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображение.
Познание
Беседа №1. Тема: «Почему растения растут?».
Цель: выявить необходимые условия для роста растения.
Беседа №2. Тема: «Зачем растениям нужен свет?»
Цель: Показать, что для роста растения необходим свет.
Беседа №3. Тема: «Почему растения нельзя поливать холодной водой?»
Цель: Определить влияние тепла и холода на рост растений.
Беседа №4. Тема: «Во саду ли, в огороде!»
Цель: закрепить понятия: овощи, фрукты. Закрепить умение выделять характерные признаки овощей и фруктов. Побуждать детей проводить классификацию овощей и фруктов. Осваивать понятия: овощная база, овощехранилище.
Литература.
1. Разговор о правильном питании: Медическое пособие для учителя, Олма-Пресс, 2000
2. Дурейко Л. И. Питание и здоровье. Минск: Персей, 1999.
3. Мартынов С. М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье. М. :Просвещение, 1993.
4. Гуркин В. А., Докучаева Г. Н. «Лук от 100 недуг», изд. «АиН», 1998.
5. Николаев Л. Аптека на подоконнике, Феникс 2006
6. Надеждина Н. «Где щи, там нас и ищи!».- М. : Малыш, 1989.
7. Н. А. Карпухина Программная разработка образовательных областей «познание» и «Социализация». Воронеж. 2013
8. Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности. Мозаика Синтез, Москва 2012.
9. Е. А. Пожиленко. Артикуляционная гимнастика. Изд. Каро, Санкт-Петербург, 2007.