Минаева Людмила
Проект познавательно-исследовательский «Чудо-погремушка»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД № 4 «РУЧЕЕК»
Проект познавательно-исследовательский
Тема: «Чудо погремушка!» (мини музей)
Провела воспитатель
Минаева Л. Е.
Воспитатель высшей квалификационной категории
МО г. Лобня 2017г.
Проект - «Чудо погремушка!» (мини музей)
По продолжительности - краткосрочный
По доминирующему виду проектной деятельности — социально — эмоциональный, творчески — исследовательский, физическое развитие детей.
Публикация «Проект познавательно-исследовательский „Чудо-погремушка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Погремушки. Первые игрушки
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта - дети группы, родители, воспитатель группы
Место расположения музея: групповая комната
Дата проведения - сентябрь-октябрь 2017г
Актуальность:
Все мы, вспоминая о своем детстве, не можем забыть одну или две, а может и больше любимых игрушек. У кого-то это плюшевый мишка, у кого-то автомобиль с открывающимися дверцами, у кого-то лошадка, у кого-то конструктор. Но есть игрушки, в которые играли абсолютно все, даже если об этом не помнят. Это знаменитые игрушки-погремушки.
Каждый из нас держал, а возможно и не один раз, в детстве, да и во взрослой жизни тоже ящерицу или колокольчик, или обычный шарик, издающий интересный звук. Все знают, что эти игрушки из-за сопровождающего их звука прозвали игрушками-погремушками. Но мало кому известно, откуда, же произошли они и когда впервые увидели свет. История игрушек- погремушек уходит далеко-далеко в прошлое. Оказывается погремушки пришли к нам из Древнего Египта.
В такие игрушки вкладывалось много магической энергии. Историки сообщают, что игрушки говорят очень многое о культуре страны. Первая игрушка, которая появилась в Древнем Египте, была не что иное, как нами хорошо знакомая Игрушка-Погремушка. Правда, Игрушке-Погремушке в то время придавалось другое значение. Она являлась оберегом и охраняла младенцев от болезней и злых духов. Своим звоном она отгоняла от младенца темные силы и призывала на помощь силу ангелов. Древние Египтяне верили, что оставив ребенка с Игрушкой-Погремушкой, с ним ничего не случится. И, конечно же, сначала у детей состоятельных родителей - тех же фараонов, например. И постепенно, «игрушечные фигурки, которые оставляли в пирамидах усопших фараонов, имеющие прямое отношение к культу египетских богов, стали обычными детскими игрушками. Само слово «Погремушка» происходит от «погреметь у ушка». Гром - Перун, славяне - перуновы внуки: «Дед, дай игрушку, погреметь у ушка» и тем самым Перун защитит ребёнка.
Погремушку изготавливали из глины, дерева, бересты. Наполняли ее горошинами, мелкими камушками. Современные погремушки, конечно же, значительно отличаются от тех, которыми играми наши предки. Материалы, из которых делались древние самые -первые игрушки, - кость (и другие ткани животных, глина, солома - теперь не в чести.
Цели:
Развитие музыкальных способностей детей через создание и реализацию системы работы в разных видах детской деятельности, Задачи:
1. Формировать у детей представление о музее.
2. Обогащать предметно - развивающую среду созданием мини — музея в группе.
3. Овладеть образно — игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой.
4. Приучать ребенка экспериментировать с музыкальными игрушками, к изучению их звуковых возможностей.
5. Развивать игровые, музыкально — сенсорные способности, учитывать индивидуальные способности ребенка.
6. Развивать творческие способности, фантазию при изготовлении поделок (погремушек) совместно с родителями.
Аспекты музейной деятельности.
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом?
Игры с погремушкой актуальны с первых дней жизни ребёнка. Своим звучанием погремушка привлекает и концентрирует внимание ребёнка, развивает слуховое и пространственное восприятие: учит находить источник звука, прослеживать движение игрушки.
Наряду с развитием слуховых ощущений, погремушка развивает зрительное восприятие, тактильные ощущения и внимание ребёнка. Яркая, контрастная окраска погремушек помогает знакомить детей с цветовым рядом окружающего мира. Игры с разнообразными по цвету фактуре и форме погремушками способствуют сенсорному развитию, но в первую очередь они являются средством социально - эмоционального развития детей любого возраста, т. к. играя с ребёнком, в первую очередь стараются установить с ним эмоциональный контакт, а уж потом ориентироваться на развивающую цель игры.
Проект способствует как социально - эмоциональному, так и физическому развитию детей. Совершенствуется координация движения, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развиваются музыкально - эстетические чувства, познавательный интерес, творческое воображение, память, внимание.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лег назад. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение минимузея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Музей педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
- является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
- способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
- помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
- мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей.
Ожидаемый результат достигнут:
• Дети усвоили правила поведения в музее.
• Повысился уровень активности родителей.
• Данная форма работы оказалась интересной как для детей, так и для родителей,
• Проект «Чудо погремушка» способствуют эмоциональному развитию детей, у них формируется готовность и умение действовать в коллективе.
Улучшается физическое развитие, формируется осанка. Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Этапы работы над проектом :
1. Постановка проблемы.
2. Разработка проекта : определение целей и задач проекта.
3. Подбор методической и художественной литературы.
4. Составление комплексно-тематического планирования.
5. Выбор основных мероприятий по теме проекта.
6. Организация развивающей, познавательной, предметной среды совместной деятельности.
7. Информация для родителей «Погремушка-средство развития ребенка», «Погремушка-звонкая игрушка» или как сделать погремушку своими руками.
8. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Реализация проекта :
1. ООД (рисование) «Украсть погремушку для зайчика».
2. ООД (лепка) «Вылепи игрушку - прогремушку для малыша».
3. ООД (физкультура) «Любимые игрушки - мячи и погремушки».
4. Беседа «История возникновения погремушки».
5. Дидактическая игра «Найди одинаковые погремушки».
6. Музыкальная дидактическая игра «Веселая погремушка». Упражнение «Пляска с погремушками».
7. Чтение стихов о погремушках.
8. Викторина «Кто больше отгадает загадок про погремушки».
9. Рассматривание альбома «Разновидности игрушек-погремушек».
10. Создание мини-музея «Погремушки».
Подведение итогов:
Дети активно проявляют интерес к погремушкам, исследуя их, экспериментируя с ними. Погремушки обогащают чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Погремушки формируют интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Погремушки способствуют активной игровой деятельности
Результат планируемого этапа – создание мини-музея «Чудо-погремушка».
Список использованной литературы: .Нургалиева, М. Проекты Детского музея - забавные и обучающие / М. Нургалиева// Музей. -2010. -№ 9. -С. 32-35. (зп)2. Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей — детский: Детский музей как способ организации образовательной среды / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова // Школьные технологии, - 2002. - № 2. - С. 133-140. (чз)
Интернет ресурс: https://nsportal.ru/