Галина Борисова
Исследовательский проект «Загадочный космос. Луна»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление:
Стр.
Введение…. 3
1 Этапы реализации проекта. ….
1.1 Подготовительный этап…. 5
1.2 Основной этап… 5
1.3 Заключительный этап. Вывод.
Перспективы развития проекта… 6
Список литературы …. 7
Приложение…. 8
Введение
Актуальность выбора темы и значимость исследования.
«Человечество не останется вечно на земле, но,
в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство»
К. Циолковский
Публикация «Исследовательский проект „Загадочный космос, Луна“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Луна. Все о луне для детей
- Проекты
- Темочки
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как данная тема как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченных интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Реализуя образовательную программу по познавательному развитию заметила, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Космос». Интерес одного из воспитанников в группе подвинул на мысль необходимости работы над проектом «Этот загадочный космос-Луна». Передо мной стояла задача: как развить у ребёнка представления об окружающем мире до глубин Вселенной не зазубривая научные истины, а открывая их самому. Итак, объектом изучения стал естественный спутник Земли Луна
Цель: систематизировать представления о спутнике планеты Земля – Луне, ее значения для планеты на которой мы живем.
Задачи:
- изучить, что такое спутник Земли -Луна, ее значимость для жизни на Земле;
- познакомиться с понятиями «скафандр», «телескоп», «кратер», «космонавт»;
- расширить представление о космическом пространстве (об этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о солнечной системе, планетах и спутниках);
- создать макет планеты Земля и её спутника.
-с помощью экспериментов проверить выдвинутую гипотезу.
Гипотеза: Действительно ли, что на Луне нет жизни и она влияет на жизнь на Земле.
Планируемый результат исследователя:
- сформированность элементарных знаний по теме «Луна-спутник планеты Земля»,ее влияние на жизнь Земли;
- сформированность нравственно – патриотических чувств;
- заинтересованность темой «Космос»;
- изготовление макета планеты Земля и ее спутника Луны. ;
- расширение знаний и проявление интереса детей к Вселенной;
- развитие интереса детей к поисково-познавательной деятельности;
- изготовление поделок и работ по теме: «Космос».
-создание методического раздела по теме «Космос» в детском саду.
Вид проекта:
По количеству участников: индивидуально-групповой;
По приоритету метода: исследовательский;
По продолжительности: средней продолжительности.
Участники реализации проекта:
Воспитатель;
Воспитанники старшей группы;
Родители воспитанников.
Методы исследования:
- экспериментальный ;
- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, презентаций, видеофильмов, анкетирование);
- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);
- практический (самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов для изображения);
- проблемно – мотивационный;
- наблюдение;
- творческая деятельность.
Образовательные области реализации проекта:
Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности:
Продуктивная, игровая, трудовая, коммуникативная, поисково-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.
1. Этапы реализации проекта.
1.1 Подготовительный этап
Определение цели и задач Сбор информации по теме «космос».
Подбор иллюстративного материала на тему о космосе
Подготовка консультаций для родителей по теме проекта.
Оформить картотеки загадок, пословиц, поговорок по теме
Изготовить памятки для родителей
Оформить информационный стенд для родителей «Загадочный мир космоса»;
Привлечение родителей к сбору материала (стихов, пословиц, поговорок) .
Привлечение родителей к сбору материала для оформления коллажа про космос
1.2 Основной этап
Художественное творчество
Аппликация: «Покорители космоса».
Рисование: «Планеты солнечной системы».
Лепка: «Ракета».
С/р игра: «Космос», «Большое космическое путешествие».
Беседы на темы: «Земля наш дом», «Изучаем Вселенную», «Тайны Солнечной системы».
Рассматривание иллюстраций,
дидактические игры,
викторина на тему «Космос».
Экспериментальная деятельность.
Опыт: «День – ночь»,
«Лунные кратеры»
«Есть ли жизнь на луне»
Чтение А. А. Анпилова «Ю. А. Гагарин»,просмотр мультфильма: «Тайна третьей планеты», чтение рассказов по заданной тематике.
Прослушивание музыкальных произведений по теме
Консультация для родителей: «Космос далёкий и близкий»
«Как рассказать детям о космосе»
1.3 Заключительный этап.
Выступление перед детьми подготовительной группы: «Спутница Земли» Подтверждение выдвинутой гипотезы
Составление презентации по итогам проведенной работы
Вывод:
Мы поняли, что Луна имеет большое влияние на жизнь на Земле. И как бы мы не хотели, чтобы ее населяли люди, животные, растения, теперь знаем, что это не возможно, так как на ней нет воды и воздуха. Но в ней таится еще много тайн и загадок, которые предстоит разгадать. Мы планируем продолжить работу над темой «Неизведанный и загадочный КОСМОС»
Перспективы развития проекта:
- распространение проекта посредством Интернет - ресурсов;
-дальнейшая совместная деятельность по вопросу изучения космоса.
Список литературы:
1. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205с.
2. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
3. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М. : ОЛМА Медия Групп, 2013г.
4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.
5. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»
6. Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г
7. Гризик Т. И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», М. ,2001г
8. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М. : Сфера, 2002г.
9. Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г.
10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
11. Левитан Е. П. Малышам о звездах. - М. ,1986г.
12. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. - М. : ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.
13. Носов Н. Незнайка на луне. - М. : РОСМЭН, 1996г.
14. Шорыгина Т. А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М. : Книголюб, 2005г.
15. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.
16. Интернет ресурсы.
.
Приложение
Эксперименты и опыты
1. Тема «Лунные кратеры»
В тарелку насыпать немного муки. Отпечатком кратера послужит небольшой грузик, который необходимо бросить с расстояния поднятой руки. Образовавшиеся ямки будут лунными кратерами.
Вывод: Так как на Луне отсутствует атмосфера, то космические тела падают на поверхность Луны, образуя кратеры похожие на кратеры из нашего экс
2. Тема: «Почему мы видим разные части Луны?»
Материал: фонарик, 2 круглых предмета (маленький мячик и грейпфрут).
Ход эксперимента
Фонарик нужно установить на столе так, чтобы он не падал, или прикрепить к спинке стула. На столе рядом со стулом разместить грейпфрут (Землю) и мячик (Луну). Убедиться, что фонарик (Солнце) освещает оба этих предмета. Начинать передвигать Луну вокруг Земли по круговой орбите. Во время вращения Луны вокруг Земли можно убедиться, что для наблюдателя с Земли она то заходит в тень, то снова возвращается на солнечный свет. Пригнитесь к столу и посмотрите поверх Земли на Луну. Если свет от фонарика падает под правильным углом, то можно увидеть, что освещенная часть мячика выглядит подобно полумесяцу, или лунному серпу. Когда обернутая к нам сторона Луны полностью находится в тени, происходит рождение Луны (новолуние).
Вывод: Наш эксперимент подтвержден этой схемой, на которой видно, как меняется положение луны относительно Земли, и как Луна освещается Солнцем. Луна меняется, но мы все время видим только одну ее сторону. Дело в том, что Луна поворачивается вокруг своей оси за четыре недели и столько же времени она тратит на то, чтобы обойти вокруг своей подруги Земли. Вот почему она повернута к нам всегда одной стороной.
3. Тема «Есть ли жизнь на Луне?»
Мы взяли две банки и зерна гороха, в одну банку мы поместили зерна гороха, налили немного воды и оставили открытой, в теплом месте. В другую банку мы также поместили зерна гороха, но при этом мы не налили воды и банку плотно закрыли крышкой. Вторую банку мы поместили в холодильник. Для чего мы это сделали? Мы приблизили условия в банке, к условиям на Луне (нет воздуха, нет воды, нет тепла) .Через два дня мы проверили, что происходит в банках. И вот что получилось: в банке, где были благоприятные условия, горох пророс, а во второй банке, где не было воды, воздуха и тепла, с горохом не произошло ничего, он остался без изменения.
Вывод: Этот эксперимент показал, что живые организмы не могут жить без воды, воздуха и тепла. Поэтому на Луне нет жизни, так как там нет воздуха и воды