Титова Наталья Анатольевна
Музейная педагогика в ДОУ: новые подходы в организации мини-музея как средства реализации игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно – эстетическому развитию детей № 16 «Тополёк»
г. Николаевска – на – Амуре Хабаровского края
Содержание:
1. Введение
2. Раздел 1. Музейная педагогика в образовательном процессе детского сада.
3. Раздел 2. Требования организации мини-музея в дошкольном учреждении
4. Раздел 3. Использование коллекционирования в развитии творческого мышления дошкольников.
Публикация «Музейная педагогика в ДОУ: новые подходы в организации мини-музея как средства реализации игровых технологий» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
5. Раздел 4. Музей – игротека и игры развивающие речь и фантазирование по музейной тематике.
6. Раздел 5. Диагностические материалы
7. Список литературы
Введение
В настоящее время активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами. Музейная педагогика для дошкольников одно из направлений, педагогической науки позволяющее повысить познавательный интерес, развить фантазию, воображение, речь, помогает ребенку быть не только активным наблюдателем, но и прикоснутся к созданию части экспозиций музея, сделать его интересным для своих сверстников, пригласить родителей, принести какой либо экспонат, тем самым повысить его образовательную функцию.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие всем требованиям музейного дела, поэтому, такие выставки и названы мини-музеем.
Применение метода проектирования помогает педагогу выстроить образовательную модель и систематизировать переплетение нескольких технологий и методов для реализации задуманного.
Почему «мини», потому что занимает только часть общей площади, какого либо помещения.
Раздел 1.
Музейная педагогика в образовательном процессе детского сада.
Современный детский сад все в большей степени становится открытой в социум культурной системой. С внедрением ФГОС ДО педагоги детских садов ведут активный поиск новых форм и методов работы с детьми и родителями.
Музейная педагогика
– это педагогическая технология, тесно переплетающаяся с игровой технологией и методом проектирования. В настоящее время для развития музейного дела характерно повышенное значение его образовательной функции.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому, такие выставки и названы мини-музеем.
Мини-музей
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора, изостудии.
Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
В детском саду можно применить самые разнообразные темы по созданию мини – музеев: в одной группе, это - мини-музей хлеба, в другой, это - мини-музей кошек. В третьей группе - мини-музей сказки, или новогодней игрушки. Создание таких экспозиций позволяет ходить друг к другу, приглашать к себе и проводить экскурсии, где экскурсоводами становятся сами дети. При этом закрепляются как ранее полученные знания (речь, память и т. д., так и познается много нового и интересного.
В создании выставок и проведении экскурсионных бесед участвуют не только педагоги, но и дети, а так же их родители. Главное отличие от настоящих музеев в том, что в мини - музее дети могут играть, создавать собственными руками экспонаты для выставочной экспозиции, т. е. участвовать в творческом процессе наравне с взрослыми. Создавать экспонаты музея или оформлять экспозицию совместно с педагогами и родителями, что – то исследовать и играть.
Когда речь идет о возможностях использования музейной педагогики в образовательном пространстве ДОУ, необходимо, прежде всего, обратиться к понятию «музейная педагогика». Ведь именно она становится средством педагогического воздействия на воспитанников и общения с детьми.
Интеграция в воспитательно-образовательный процесс придает музею более высокий статус, он становится важной составляющей жизни ДОУ и импульсом для социализации ребенка в атмосфере творчества и исследований.
Поддерживание познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте требует соблюдения характерных для музейной педагогики требований к организации деятельности:
Доступность
Динамичность
Содержательность
Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ
Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями
Гуманизм
Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии
Условия:
Интегративность знаний
Удовлетворение потребностей в познании
Диалогичность
Развитие ребенка в деятельности.
Опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.
Методы и приемы:
Наглядные
Практические
Исследовательские
Игровые
Словесные
Музейный экспонат способен воздействовать на эстетическое восприятие, интеллектуальную и нравственную сферы личности ребенка. Экспозиции мини-музея помогают детям многое понять, увидеть, а главное - потрогать или подержать в руках. Эстетическое оформление экспозиций и креативность наверняка привлечет детей, а уж если выставка или мини-музей интерактивны, то это поистине детский праздник.
Чем же музей может помочь педагогам при организации образовательного процесса?
Формы работы с экспозициями мини - музея:
Занятия – экскурсии
Занятия с элементами игры и творческими заданиями
Исследовательская деятельность
Игры-развлечения
Игры-путешествия
Игры - графические упражнения
Интеллектуально-творческие игры
Игры по сюжету литературных произведений
Продуктивная деятельность
Возможность смены экспозиции
Экспозиция музея должна соответствовать следующим принципам:
Научности
Любая экспозиция должна строится на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию;
Предметности
Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют либо эпоху, если это музей исторический, либо природную зону - если экологический, либо процесс производства чего-либо, либо продукцию и т. д.
Коммуникативно – информационный
Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп.
Комплексности музейного подхода и комплексности как включения всех каналов восприятия (чувственного, логико-аналитического, психомоторного);
Непрерывности, преемственности и последовательности излагаемых знаний;
Многообразия и вариативности форм подачи информации;
Интерактивности (ребенок запоминает только то, что делает);
Программности, обеспечивающей усвоение информации и приобретение умений на основе специально разработанных программ;
Действенности и результативности музейно-педагогической образовательной деятельности.
Раздел 2.
Требования организации мини-музея в дошкольном учреждении
Материалы подготовила старший воспитатель Титова Наталья Анатольена
Создавая в группе, или в специальном отведённом помещении музей, куда дети смогут приходить на экскурсию, необходимо учесть следующие рекомендации:
1. Определить профиль музея.
2. Выделить три жанра:
музей – экспозиция,
музей – лаборатория,
музей – игротека.
3. Расположить экспонаты подгруппами или разделами.
Среди них могут быть предметы и их изображения (иллюстрации). Особенно удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея.
4. Продумать расположение экспонатов, их привлекательность.
Внимание детей дошкольного возраста ещё не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Оптимальным явился вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном.
5. Предоставить детям возможность менять, переставлять и рассматривать экспонаты.
В группах у детей игрушки, а в музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые. Музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
6. Создать игровую мотивацию, заинтересовать
По существу это означает, что ребенок – активный участник данного процесса. Надо предоставить детям возможность в музее путешествовать во времени, действовать с музейными экспонатами. Во время музейных игр у детей появляется радость, заинтересованность они открываются для получения информации, узнают о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.
7. Предложить самому активному ребёнку стать экскурсоводом, или хранителем музейных экспонатов.
Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея можно предложить самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.
В создании выставок и проведение экскурсионных бесед участвуют не только педагоги, но и дети, и их родители. Главное отличие от настоящих музеев в том, что в мини музее дети могут играть, создавать собственными руками экспонаты для выставочной экспозиции, т. е. участвовать в творческом процессе наравне с взрослыми.
8. Придумать вместе с детьми правила поведения в музее:
• В нашем музее многие экспонаты можно трогать руками!
• Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
• Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
• Можно и даже нужно задавать вопросы.
• Можно пополнять музей новыми экспонатами.
9. Придумать знаки для мини-музея.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Педагог организует обсуждение тематики, чтобы дети почувствовали себя причастными к мини-музею: они приносят из дома экспонаты. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Данная работа позволит вовлечь родителей в музейное дело, сделать их активными участниками творческого музейно-педагогического процесса.
10. Ведущей деятельностью дошкольника является игра.
Поэтому в мини-музее должно быть достаточно места для игры и самостоятельной деятельности детей. Тема мини-музея сама подсказывает, какими должны быть игры.
Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ, создает хороший фундамент для познавательного развития дошкольников, на основе которого будет осуществляться подготовка к усвоению школьной программы.
Раздел 3.
«Использование коллекционирования в развитии
творческого мышления дошкольников».
Подготовила: воспитатель Пустынцева Елена Валерьевна
Творческий потенциал ребенка определяют такие стороны личности, как интеллектуальная, нравственно - волевая, эмоциональная, действенно - практическая, которые на наш взгляд, интенсивно развиваются в процессе коллекционирования.
Академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Процессе коллекционирования, сопровождается удивлением детей, умением видеть необычное в обычном, наблюдательностью, встречей с «чудом».
Коллекционирование является одним из средств поддержания детской инициативы в использовании музейной педагогики и приветствуется ФГОС ДО.
Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей.
Предметы коллекции придают своеобразие игровому,
речевому, художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания, опыт, придают направленность творческим интересам)
В процессе коллекционирования развивается способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству, познавательные психические процессы (внимание, память, нестандартность мышления, умения - наблюдать, сравнивать, анализировать, обучать, выделять главное, владение умением поиска аналогов.
Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять.
Истинное и полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого.
С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или гасят его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности — любознательность, пытливость, наблюдательность.
В процессе коллекционирования
отмечается ярко выраженный интерес в глубоко эмоциональном отношении к окружающему. Человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен. Интерес имеет огромное прогрессивное значение в развитии творческой личности.
Инициатива создания коллекций в группе детского сада чаще всего принадлежит педагогу, который ненавязчиво рассказывает детям о чьей-либо коллекции, предлагает детям устроить в группе выставку каких-либо предметов, игрушек, учитывая мнение детей. Постепенно пополняя коллекцию новыми экспонатами, поддерживает интерес детей к собирательству. В то же время педагог должен быть внимателен к интересам детей, иногда индивидуальный интерес ребенка может заразить группу детей, если педагог чуток и внимателен, вызвать интерес к созданию собственной коллекции. Чтобы коллекционирование стало интересным и полезным делом неоценима помощь родителей: порыться в книгах, найти экспонаты, завести картотеку
Коллекционирование – одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития их познавательной активности
Цель коллекционирования: развитие креативности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать эмоционально – познавательное отношение к окружающему миру, умения детей наблюдать сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.
2. Развивать творческий потенциал дошкольников.
3. Пополнять предметно – развивающую среду материалами коллекционирования. Организовать детско – взрослое сообщество по интересу.
Коллекционирование занимает ведущее место для развития интегративных качеств дошкольника: способствует развитию любознательности и активности, овладению средствами общения при организации поиска и презентации новых экземпляров, вызывает эмоциональную отзывчивость. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности. Так же коллекционирование играет важную роль для объединения детей, родителей и педагогов в интересном и увлекательном деле. Способствует развитию модернизации современного образования.
Этапы работы с коллекцией.
Организация работы с коллекцией проводится в три этапа.
1 этап: подготовительный. Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей; индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей.
2 этап: основной. Побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; чтения художественно - познавательной литературы, энциклопедий; включенийе коллекций в организацию совместной деятельности с детьми; работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.
Правило по обращению с коллекцией лучше определять совместно с детьми.
3 этап: заключительный. Организация выставок, коллекций, творческих продуктов детей; презентация отдельных предметов коллекций или коллекции в целом.
Достоинством коллекционирования можно так же считать его интегр
ированность в различные образовательные области:
- Познание
- Коммуникация.
Предметы коллекции придают своеобразие речевому, игровому и художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания, опыт, придаёт направленность творческим интересам).
Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к исследовательской деятельности, приобщает ребёнка к миру маленьких тайн, их открытий.
Таким образом, можно сделать вывод, что коллекционирование является доступным и интересным для дошкольников видом деятельности.
Раздел 4.
Музей – игротека и игры по музейной тематике, развивающие речь и фантазию.
Подготовили воспитатели МБДОУ ДС № 16 «Тополёк»
В данном разделе вашему вниманию мы предлагаем набор игр, которые может использовать каждый воспитатель в работе с детьми, как в группе, так и в мини – музеи детского сада.
Игра 1. «Ящик ощущений» используется как для самостоятельной деятельности детей, так и для выполнения заданий педагога. Для его изготовления не потребуется много усилий. Можно взять любую картонную коробку. Хорошо, если крышка легко открывается - через нее вы будете помещать предметы внутрь.
Можно использовать вариант ящика с боковой поднимающейся крышкой. Такой ящик позволяет детям видеть, что лежит внутри. При этом ребенок, который ощупывает предмет, не может рассмотреть содержимое. По бокам ящика проделывают два отверстия. Их диаметр должен позволять ребенку засунуть руки внутрь. К каждому отверстию с внешней стороны прикрепляются рукава. Ящик можно украсить разными съемными картинками в зависимости от тематики мини-музея или обшить красивой тканью. Время от времени воспитатель кладет в ящик различные предметы. Задача детей - определить их на ощупь и объяснить, по каким признакам они это сделали. Дети старшего возраста занимаются с ящиком самостоятельно: один из них прячет предмет, другой определяет его на ощупь. Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, перед началом экскурсии в мини- музей. Если в ящике лежит глина, дети отправляются в мини-музей «Глиняная игрушка», если кусочек коры - в мини-музей «Природа северного леса», веретено - «Предметы старинного быта».
Игра 2. «БРОДИЛКИ»
Для этой игры требуется большое полотно (поле, на которое нанесен маршрут в виде линии, а также фишки по числу играющих и игральный кубик с числовым обозначением на гранях)
Выбрасывая кубик, ребенок определяет количество ходов, которое он должен сделать. На маршрутной линии на небольшом расстоянии друг от друга расположены остановки - разноцветные кружки. Цвет кружка обозначает задание, которое должен выполнить ребенок.
Это может быть пропуск одного хода, возвращение на один - два хода назад или вперед, разрешение сделать дополнительный ход.
Игра изготовляется самостоятельно. По теме музея подобран плакат «Животные холодных стран».
Вместе с детьми определяется, что будут обозначать цвета остановок. Например, красный цвет - вспомнить животное, которое обитает на Севере, зеленый – отгадать загадку (для старших дошкольников – составить описательный рассказ, желтый – изобразить животное с помощью пантомимы.
Если ребенок затрудняется выполнить задание, он может пропустить один ход, либо отдать фант, который после окончания игры нужно выкупить, выполняя забавные задания. К игре прилагается комплект карточек с загадками. Такую игру можно выполнить по любой теме музея.
Игра 3. «СОЛНЫШКО».
Для игры потребуется набор карточек - заданий и деревянные прищепки разного цвета.
Карточки - задания представляют собой круг, разделенный на 8 секторов.
В каждом секторе изображена картинка. В центре круга находится основной символ, который определяет тему мини - музея.
Символ помогает детям понять задание без помощи взрослого. Например, тема музея «Лошадка быстроногая» - значит, в центре изображена лошадь. Ребенок должен найти на картинках в секторах то, что связано с темой игры, несколько же картинок не относятся к данной теме. Выполняя задания, ребенок отмечает нужные (то есть относящиеся к данной теме) сектора, к примеру, желтыми прищепками, а не относящиеся к ней – красными. Круг с выполненным заданием благодаря прищепкам становится похожим на солнышко.
Игра 4. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ».
Предлагаю пособие «Разноцветные прищепки» по музейной теме «Транспорт». Игровое поле разделено на две части.
На первой из них изображены объекты, к которым нужно подобрать правильный ответ.
Эти картинки помещают в разноцветные рамки или помечают цветным кружком. На второй части игрового поля изображены варианты ответов (рисунки). Ребенок находит соответствующую заданию (парную) картинку и помечает ее прищепкой, цвет которой совпадает с цвето
«Кольца Луллия» - это что- то вроде компьютера, только для слов. В 18 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. Простота конструкции позволяет применять ее даже в играх с малышами. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.
Для изготовления пособия берутся два прямоугольных куска оргалита (подробное описание пособия дается в книге Н. А. Рыжовой «Мини- музей в детском саду»
Предлагаю м рамки картинки - задания.
Игра 5. «КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ».методические рекомендации по построению системы работы с кругами:
• Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги
• Для работы с детьми 4 года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
• В работе с детьми 5 года жизни используются 2-3 круга (4-6 секторов на каждом)
• Дети 7 года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.
• Игры с кругами целесообразно проводить для закрепления музейных понятий.
• Тренинг игровых упражнений с кольцами Луллия должен состоять из 2 частей:
1. уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание)
2. упражнения на развитие воображения (фантастическое задание)
Раздел 5.
Диагностический материал
Диагностическая викторина для детей «Друзья музея»
1. Что такое музей?
2. Какие правила поведения в музее вы знаете?
3. Кто проводит в музее экскурсии?
4. Как назвать одним словом музейные предметы?
5. Для чего нужны музеи?
6. Какие бывают музеи?
7. Какие музеи вы хотели бы создать в группе?
8. Что такое коллекция?
9. Какие коллекции можно собирать?
10. Какие коллекции собираете в группе?
11. Есть ли коллекции у вас дома?
Обработка результатов:
Высокий - дети знают, что такое музей и имеют представление о его назначении; им знакомы правила поведения в музее, а также вполне осознанно выбирают предметы для рассматривания.
Достаточный уровень – дети имеют представление о музее и правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них, чаще всего внимание привлекают предметы яркие, необычные.
Допустимый уровень – дети могут объяснить, что такое музей; с помощью взрослого могут назвать 1-2 правила поведения в музее; с трудом могут вспомнить музейные предметы.
Низкий уровень – дети не знают, что такое музей; даже при помощи взрослого не могут рассказать о правилах поведения в музее; не могут перечислить музейные предметы.
Список литературы
1. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данилюк. – М. :Линко-пресс,2008. С. - 21-41; 68-80.]Текст[Рыжова, Н., Логинова, Л., Данилюк, А. Мини – музей в детском саду
2. / Н. В. Микляева, Н. Ф. Логутина // Библиотека воспитателя. – М. : Сфера, 2011. С. – 6-15; 67-71.]Текст[Микляева, Н. В., Лагутина, Н. Ф. Музей в детском саду
3. / Т. В. Майбородова. // Воспитатель. – 2012. - №1. – С. 34-37.]Текст[Майбородова, Т. В. Мини-музейный комплекс в детском саду
4. Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной культуре»