Получи документы

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

света шипова
Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания

детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем. Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, которая направлена на художественно – эстетическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Задача музейной педагогики - взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких.

Публикация «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Если в школах существуют музеи краеведения, патриотического воспитания, создаются музеи художественно – эстетической направленности, то в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Музейная педагогика пришла в нашу группу в прошлом учебном году. Эту работу лучше проводить коллективом единомышленников, который может решить сформировать задачу комплексно. В нашей подготовительной к школе группе «Почемучки» сложился такой коллектив, который состоит из воспитателей Архиповой И. А., Буланцевой М. В., родителей воспитанников и самих детей. Работа строится, целенаправленно систематизировано.

Цель : развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, воспитать патриота.

В 2015 – 2016 учебном году задачей ДОУ была «Совершенствование работы коллектива по формированию у детей нравственных, эстетических, культурных ценностей посредством музейной педагогики».

Был издан приказ администрацией МДОУ №6 «Рябинка» о создании творческой группы, для разработки проекта музейной педагогики в ДОУ, в состав творческой группы входил воспитатель Архипова И. А.

На первом этапе проекта был разработан план посещения музеев города, заключены договора с «Историко-художественным музеем», с музеем «Истории русского платка и шали», Детской библиотекой Дворца культуры Павлово - Покровский. С целью повышения профессиональной компетентности воспитателей старшим воспитателей проведены консультации «Методика непосредственной образовательной деятельности по музейной педагогике», «Музей для самых маленьких», «Организация мини – музеев дома». Методическая служба детского сада разработала критерии конкурса «Лучший мини-музей», которые были обсуждены с коллективом на семинаре практикуме «Музейная педагогика в ДОУ : новые перспективы развития»

На втором практическом этапе согласно плану работы с музеями на 2015-2016 учебный год мы посетили «Музей истории русского платка и шали». Экскурсовод Курникова Ирина Викторовна замечательный человек, любящий и знающий свою профессию. На её экскурсиях дети были, как завороженные. Причем экскурсии в Музее сопровождались мастер – классами: «Изготовление из платков кукол», «Роспись наших шалей». А также посетили «Историко-художественный музей». Перед посещением музеев мы обсудили с детьми, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, правила поведения в музеях и т. п. После посещения музеев дети на непосредственной образовательной деятельности (НОД) по социально- коммуникативному развитию делились впечатлениями о посещении музеев. Темы лекций в музеях были «История Павловского Посада» «Павлово Посадские шали».На продуктивной деятельности дети создавали эскизы платков, шали, строили города будущего, а также школы в которых они хотели бы учиться.

От истории города мы подошли к истории нашей письменности. Мы не могли обойтись без родителей. Детям было предложено узнать, по каким азбукам учились их мамы. А с родителями провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников, нашей группы, ни разу не была в музее. Многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать культурные учреждения: «Малы, ничего не поймут, зачем тратить зря время».

Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. На родительском собрании вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения. Мы решили создать собственный мини –музей «Азбуки и Букваря», где отражалась специфика нашей подготовительной группы, формирование мотивации к подготовке к школе.

При создании мини – музея мы попробовали себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своем мини-музеи малышам. Желающие становились экскурсоводами.

В смотре – конкурсе «Лучший мини – музей в ДОУ», наша группа заняла призовое место.

Важная особенность музейных элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, дошкольники начинают гордиться своими музеями, своим детским садом, своим городом, своей страной.

К 9 мая планируем организовать в мини – музее выставку «Спасибо деду за Победу!»

В ДОУ существует традиция поздравлять ветеранов с Днём Победы. К детям приходят ветераны ВОВ, почетные жители города. Воспитанники готовят для них подарки, сувениры, обязательно устраивают в это день большой праздничный концерт, участниками которого становятся, как дети, так и педагоги и родители. И конечно дети нашей группы познакомят гостей со своим мини – музеем.

Быть патриотом - значит чувствовать свою ответственность за судьбу страны. Работа по нравственно – патриотическому воспитанию в детском саду посредством музейной педагогики позволила решить задачи:

- воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании;

- формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;

- возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;

- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.

Публикации по теме:

Музейная педагогика как средство приобщения дошкольников к историческому и культурному наследию родного краяМузейная педагогика как средство приобщения дошкольников к историческому и культурному наследию родного края Актуальность опыта Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения.

Педагогическая технология проектной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания детей В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за место, в котором он родился и живет. Прямая обязанность взрослых.

Фольклор, как средство патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т. е. определенного.

Музейная педагогика как средство формирования представлений о культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: «Музейная педагогика как средство формирования представлений о культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста».

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Презентация методического проекта «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей» Актуальность темы Cказки, прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка.

Проект «Квест-игра как форма патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Актуальность. На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками.

Специфика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Патриотизм – это «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Отчет по самообразованию педагогической деятельности за 2016-2017 учебный год. Группа «А» общеразвивающей направленности для детей от 5.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 октября 2018 в 10:01
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем света шипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД