Инна Проскурякова
Консультация для родителей «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология»
▼ Скачать + Заказать документы
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.
Публикация «Консультация для родителей „Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология“» размещена в разделах
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной, Л. В. Пантелеевой, Н. А. Рыжовой и др.).
Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики является создание мини-музеев в каждой возрастной группе.
Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа:
1. Подготовительный этап
2. Этап реализации проекта
3. Обобщающий этап
Рассмотрим поподробнее каждый этап создания мини-музея.
Подготовительный этап предполагает определенную схему построения проекта.
1. В начале работы необходимо определить тему мини-музея, например, «Музей воды», «Музей воздуха».
2. Разработать модель или схему будущего музея. Это не значит, что нужно привлекать профессиональных архитекторов или художников, это значит, что педагогам надо включить свою фантазию и, конечно, необходимо привлечь родителей и детей.
3. Выбрать место, в котором он будет находиться (групповое помещение, раздевалка, холлы, помещения для дополнительных занятий)
4. Определить содержание экспозиции: надо продумать, какое оборудование вы будете использовать при создании мини-музея, какие материалы вам пригодятся, какие экспонаты вы будете выставлять, на какие предметы обратите особое внимание и т. д.
5. Рассмотреть варианты участия в создании музея детей и родителей. Например, на первом этапе родители являются основными источниками организации музея; на втором – принимают участие в изготовлении новых экспонатов, организуют экскурсии вместе с педагогом, проводят беседы с детьми и т. д.
6. Определить перспективы развития. Например, в первую неделю необходимо внести в экспозицию те изменения и дополнения, которые помогли бы наиболее полно раскрыть тему и способствовали реализации поставленной цели. Во вторую неделю вы предполагаете рассмотреть вопросы, связанные с происхождением экспонатов, следовательно, необходимо и изменение содержания экспозиции.
Следующий этап - этап реализации проекта.
При организации мини-музея следует помнить, что содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей определенной группы.
Например, мы хотим создать мини-музей. Во-первых, мы определяем тему. Пусть будет мини-музей «Моя любимая книжка». Далее определяем цель создания мини-музея : это знакомство дошкольников с различными книгами, историей их создания, значением в жизни человека, воспитание интереса к чтению.
Что мы можем сделать на первом этапе? Можем ли мы быстро организовать музей? Конечно, можем. Надо предложить детям принести свои любимые книги, обратиться за помощью к родителям.
Следующим нашим шагом будет создание экспозиции. Центром экспозиции может стать изображение книги и особым образом оформленная надпись с его названием. Вокруг композиционного центра на подставках и полочках можно расставить разнообразные виды книг и другие экспонаты. По ходу работы мини-музея экспозиция будет пополняться и расширяться. Это дает нам возможность познакомить детей с историей возникновения не только книги, но и самой письменности, узнать, на чем писали в древности, чем писали, как создавались первые книги, как делают книги сегодня.
А также в музее можно организовать «Библиотеку», «Книжкину больницу» и уголок самостоятельной деятельности «Сделай сам».
Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут быть:
Обзорные экскурсии. Они, как правило, предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов
Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой.
Научно-просветительские экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.
Итак, музей мы создали, теперь необходимо подвести итоги:
• Что было сделано?
• Что понравилось больше всего? (субъективный выбор ребенка)
• Что нового узнали?
• Что хотели бы еще узнать?
• С кем можем поделиться полученными знаниями?
Конечно, при создании мини-музея мы можем столкнуться с определенными трудностями, такими как: недостаточная материальная база, высокие требования, предъявляемые к педагогу (а именно, воспитатель должен попробовать себя в роли дизайнера, художника, экскурсовода, музееведа и историка).
И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности, с которыми мы можем столкнуться.
И в заключении хотелось бы произнести народную мудрость: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины»