Герасимова Елена Геннадьевна
Опыт работы «Музейная педагогика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В работе над темой были поставлены следующие цели:
Образовательные
1. Познакомить детей с понятием «музей». 2. Рассказать о возникновении музеев, историко-культурном значении предметов (экспонатов) и коллекций из собраний музеев. 3. Знакомство основными видами музеев. Дать понятие «краеведческий музей», показать его отличие от исторического.
Развивающие
Публикация «Опыт работы „Музейная педагогика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы. 2. Развивать внимание и память.
Воспитательные
1. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея при использовании их на НОД детей. 2. Воспитывать чувство любви к Родине через музей.
Развитие словаря
1. Обогащать словарь детей правильными терминами. 2. Обучать детей основам словообразования. Мы создали особые условия, и средства, особую развивающую среду, в том числе и мини-музей. Ведь развитие ребенка зависит от интеллектуального багажа ребенка, а в интеллектуальном багаже каждого гражданина должны быть не только умственные знания, но и нравственно-патриотическое, и социальное воспитание.
Мы считаем, что ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.
Было изучено по теме следующее: методическая литература и информация на DVD носителях:
1. Наталья Александровна Рыжова Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями» : лекции 1–4. М. : Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 96 c.
2. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б. А. Столяров. — М. : Высш. шк., 2004 — 216 с.
3. Музейная педагогика : Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 416 с. – (Программа развития).
4. Основы музейного дела : теория и практика. Учеб. Пособие / Шляхтина Л. М. – 2-е изд. Стер. – М. : Высш. шк., 2009. – 183 с. : ил. – (Образование через искусство).
5. Некрасова-Караваева О. Л., Детское творчество в музее : Учеб. пособие. - М. :Высш. шк., 2005. – 207 с. - (Образование через искусство). Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников – М. : АСТ*Астрель, 2006.
6. Савельева Е. А. тематические загадки и весёлые игры для пальчиков – М. : «Издательство НЦ ЭНАС», 2007.
7. Реент Н. А. Система комплексныхт занятий в подготовительной группе – Волгоград, «Учитель», 2011.
8. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (альбом 4, «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
9. Тырышкина О. В. Индивидуальные логопедические занятия (старший дошкольный возраст). Волгоград, «Учитель», 2012.
10. Галямова Л. Н., Субботина И. С. Коррекционные часы (тематические) для детей дошкольного возраста. Благовещенск, 2010.
11. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников : учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития, 2003.
12. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2010
13. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009
14. Шорыгина Т. А. Рыбы какие они? Книга для воспитателей, родителей. Москва 2008
15. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе д/с. - М. : Мозаика-синтез, 2010.
16. Селихова Л. Г. Интегрированные занятия. Ознакомление с природой и развитие речи детей 5-7 лет. М. : Мозаика-синтез 2005 А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
17. Ш. Фельдчер, С. Либерман. "400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет".
интернет-ресурсы: https://автор Усольцева О. В. ;
https://www.photo-sborka.ru/photos/big/obitatel-glubin
https://www.ellf.ru/photos/23621-obitateli-morejj-i-okeanov-23-foto.html
https://dekatop.com/archives/1538
https://www.zveryshki.ru/2008/11/10/morskie-obitateli.html https://vsehpozdravil.ru/Holidays/123/vsemirnii_den_zaschiti_morskih_mlekopitaiuschih_den_kitov.html
В группе создано образовательное пространство по данной теме.
Мини-музей «Тайна подводного мира» (книги, дидактические игры, игрушки-персонажи, иллюстрации, мультфильмы, аудиозаписи).
Мини-музей «Народные промыслы» (книги, дидактические игры, иллюстрации, аудиозаписи).
«Уголке книги» подборка книг, открытки, наглядно-дидактические картинки об истории и культуре нашей страны России, о родном городе Москве.
Собраны аудиозаписи для детей о истории Москвы и ее музеях.
Дидактические игры и картинки для закрепления знания о музеях Москвы и русской культуре.
В работе мы использовали широкий спектр методов музейной педагогики, которая определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях.
Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музея, мы опирались на следующие принципы:
- партнерство родителей и педагогов;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
Залог успешного и востребованного нашего мини-музея – его интерактивность. Детям разрешаем рассмотреть вблизи экспонат – так они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Организация занятий в нашем мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея, рассказанные при участии игровых персонажей, которые помогают по-другому сформировать интерес и донести до детей материал доступно.
В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами. Представленные в мини-музее экспонаты красочные, многие из них сделаны руками наших воспитанников и их родителей, они вызывают живой познавательный интерес у детей. А с какой гордостью дети рассказывают об экспонатах мини-музея, которые подарили именно они!
Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея
Мы вместе с детьми и родителями на этапе создания мини-музеев изготовили визитки и паспорта нашего мини-музея.
Разработка форм работы с экспозициями мини-музея.
Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музея : занятия-экскурсии («Путешествие в подводный мир», «Путешествие в Рыбье Царство», «Морское приключение», презентация «Обитатели Балтийского моря») занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций. Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей.
В ходе разработки экскурсий по своему мини-музею дети и родители сами предлагали, о каких экспонатах и экспозициях необходимо обязательно рассказать гостям. В старших и подготовительных группах дети по желанию сами становятся экскурсоводами.
Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея :
Мы вместе с детьми и родителями разработали конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделали подборку стихов, сказок, загадок по темам мини-музеев.
В этом учебном году были подготовлены НОД по темам: «Морское путешествие», «Путешествие в подводный мир», «Путешествие в Рыбье Царство», (приложение №1, так же загадки на тему: «Про водных обитателей» (приложение № 5)., стихи «О морских обитателях» (приложение №3).Была собрана картотека из 15 пальчиковых игр (приложение №4). Для самостоятельной деятельности детей приобретены настольно-печатные дидактические игры: «Где живет вода», «Морская прогулка», «Собери узор», «Найди такую же», «Рыболов». (приложение №11). Были подобраны материалы: консультация для воспитателей на тему: «Специфика музеев для детей дошкольного возраста» (приложение №9) и консультация для родителей на тему: «Музеи для дошколят в Москве» (приложение №8). Так же подобрано 8 лексико-грамматических игр и упражнений (Подбери слово, Запомни и повтори, Вопросы-ответы, Рыбы-великаны, Рыболов, Назови ласково, Дополни ряд. Разработана визитка мини-музея «Тайна подводного мира» (приложение №10).Фото отчет по данной теме (приложение № 11).
В следующем учебном году планируется:
Пригласить детей других возрастных групп детского сада на экскурсию в наш мини-музей «Тайна подводного мира»
Проводить дальнейшую подборку и разработку бесед и конспектов НОД, книг, иллюстраций, настольно-печатных дидактических игр для детей о музее
Расширить и обновить экспозицию мини-музея
Продолжить знакомить детей с мини-музеями нашего детского сада
Продолжать работу с родителями. Подготовить фотоальбом во взаимодействии с родителями «Я и море».
Мини-музей «Тайна подводного мира» позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Хочется отметить, что работа по созданию мини-музея очень увлекает, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, она действительно, доставляет взаимное удовлетворение.