Ольга Кулакова
Музейная педагогика в ДОУ. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Создание музеев помогает решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.
Публикация «Музейная педагогика в ДОУ, Из опыта работы» размещена в разделах
Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствия от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представлениями о мире, поэтому современные родители стремятся к более раннему приобщению детей к музею.
Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.
Музейная информация может быть активно освоена в процессе игровой деятельности.
Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение. В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети особенно расположены к общению.
Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации.
Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.
В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.
Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.
Я изучаю тему «музейная педагогика» третий год и считаю, что данная тема необходима в воспитании и обучении малышей.
В своей группе, мы приняли решение о создании мини-музея матрёшки ещё с раннего возраста наших воспитанников. Была проделана большая предварительная работа с родителями малышей. В создании музея принимали участие все вместе: кто-то делился экспонатами, уже у них имеющимися, кто-то приобретал что-то новое (книги, игрушки, магниты и др.). Перед собой я поставила цель: узнать об истории возникновения матрешки и как можно ее использовать в работе с малышами.
Был разработан проект. Вот его этапы:
Первый этап, подготовительный.
• Планирование работы;
• Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, Интернет)
• Учиться самостоятельно задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
• Изготовление альбома «Русская матрёшка».
Второй этап, исследовательский (реализация проекта).
• Знакомство с историей возникновения матрешки;
• Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов;
• Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки одинаковые и разные», «От большой до маленькой», «Наша Матрёна», которые помогут сравнивать предметы, решать задачи и составлять рассказы.
Третий этап, заключительный.
Обобщение результатов работы, оформление мини – музея матрешек, расписывание плоскостных и объемных матрешек, проведение конкурса на изготовление лучшей матрёшки, создание презентации «Мини-музей «Матрешка» .
Мини-музей «Матрёшка» расположен у нас в группе. К нам приходят в гости дети из других групп для знакомства с русской народной игрушкой. Очень любят играть в различные игры с Матрёной.
Для себя и своих коллег, я сделала вывод, что при создании мини - музеев должны учитываться такие принципы:
• мини – музеи должны учитывать содержание образовательной программы данного учебного заведения;
• мини – музеи должны включать региональный компонент и включать возможность по ознакомлению детей с культурой других народов;
• экспозиции мини – музеев должны постоянно меняться или дополняться;
• мини- музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей с учетом их возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка группы;
• мини – музеи должны предоставлять детям возможность использовать экспонаты в играх, ИЗО деятельности детей, рассматриванию экспонатов с возможностью взять их в руки.
Для того, чтобы мини – музеи стали интерактивными и понятными каждому ребенку для их создания необходимо привлекать не только родителей, а и детей. Только, при таком подходе к созданию мини – музея в группе, мы воспитаем в детях чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, малую и большую Родину.
Сейчас мои воспитанники-это дети средней группы и мы продолжаем с ними говорить о матрёшке, об истории народной игрушки, о видах росписи, применяемых при разрисовывании игрушек. Проводим конкурсы по изготовлению семейной матрёшки, пополняем новыми экспонатами наш мини-музей. Работа по данной теме продолжается с большим желанием и успехом.