Марина Ломова
Музейная педагогика как средство развития креативности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
МУЗЕЙ - неотъемлемая часть культурного наследия
МУЗЕЙ - научно-просветительское учреждение, осуществляющее коллекционирование, хранение и изучение памятников истории, материальной и духовной культуры
Чем отличается современный детский музей от классического?
В нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники;
Это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.
Публикация «Музейная педагогика как средство развития креативности дошкольника» размещена в разделах
Актуальность создания мини-музеев в ДОУ
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Поэтому создание мини – музея по декоративно – прикладному искусству решает многие проблемы по изучению предметов народного творчества. У ребят есть возможность соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д.
Музей и креативность
Слово «креативность» произошло от английского «create» – творить, создавать. Понятия «креативность» и «творчество» иногда используются в речи как слова-синонимы, но между ними есть разница.
Креативность – это способность создавать оригинальные идеи, решать стандартные задачи нестандартным образом.
Творчество – это создание уникального, авторского творения, продукта творчества. Креативность рождает идеи, творчество претворяет их в жизнь.
В создании идей нам и помогает народное творчество, нестандартное, необычное, с огромным потаенным смыслом, заложенном в простых вещах.
И предметы народного творчества мы можем видеть в музеях, которые и сохраняют произведения искусства, в том числе и народного декоративно – прикладного.
Задачи музея
Формирование у дошкольников представления о музее
Приобщать дошкольников к культурно – эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу;
Способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
Выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства;
Вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ
Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
Освоение историко – культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;
Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
Приобщение к эстетической культуре;
Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
Обогащать словарный запас детей.
Направления:
Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
беседы;
занятия на основе метода интеграции;
рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, фильмов, обучающих видео;
выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в городе;
экскурсии в мини - музей;
экспериментирование с различными художественными материалами;
Педагогические функции музея
Образовательная
Развитие зрительно- слухового восприятия, усвоение информации;
Использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству;
Развивающая
Активация мышления;
Развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
Обогащение словарного запаса;
Воспитательная
Формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
Становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;
Просветительская
Формирование умений, навыков;
Формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации
Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности Ломова М. Ю.