Римма Гарипова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Можно ли склеить бумагу водой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад№24» городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Занятие по познавательно-исследовательской исследовательской деятельности в подготовительной группе
«Можно ли склеить бумагу водой»
Воспитатель: Гарипова Р. Р.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Можно ли склеить бумагу водой“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Цель: Расширение, закрепление знаний и представлений о бумаге и её свойствах, умение определять их в ходе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Систематизировать и пополнить знания, представления о свойствах бумаги, её видах, познакомить с некоторыми фактами из истории возникновения бумаги. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.
2. Развивать связную речь, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли, используя развёрнутое речевое высказывание, умение отвечать на вопросы.
3. Активизировать в речи слова и выражения: бумага мнётся, рвётся, намокает, горит, её можно разрезать, на ней можно рисовать различными красками, карандашами, бумага бывает разных видов : альбомная, тетрадная, картонная, бумага для печати.
4. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук, логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение внимательно слушать и дополнять своего товарища.
5. Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему, в частности, к предметам, сделанным из бумаги (тетради, книги, бережное отношение к природе. (вторичная переработка бумаги)
Материал:
бумага, картон, ножницы, вода, полоски бумаги, камни, деревянные дощечки.
Раздаточный материал:
Набор образцов бумаги (салфетки, газета, ксероксная бумага, картон, пластилин, деревянные пробки, карандаши простые.
Методические приемы:
Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.
Ход занятия : Ребята, сегодня у нас необычное занятие мы с вами будем исследователями. А кто такие исследователи? (Это люди, которые изучают какие-либо свойства предметов, явлений) Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
Лаборатория -это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса
А что мы будем исследовать попробуйте догадаться сами, отгадав загадку. Слушайте внимательно.
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).
На чём писали древние люди, кто может сказать? (В древние времена люди писали на камнях, стенах пещер, на глиняных дощечках, на папирусе, восковых дощечках на пергаменте, на пергаменте (кожа животных, в Древней Руси писали на бересте.
Я хочу вам рассказать о том, откуда же пришла к нам бумага. Вы узнаете, какой путь прошла бумага, прежде чем стать такой, какой вы ее видите.
Так почему же мы говорим, что бумагу делают из дерева? Конечно, бумага не растёт на деревьях, и все же жизнь любого листочка бумаги начинается в лесу. От дерева до бумаги длинный путь. Как думаете, где изобрели бумагу? (Бумагу изобрели в древнем Китае)
Презентация.
Давайте мы с вами посмотрим презентацию о производстве бумаги.
Таким образом, в наше время бумагу делают на бумажных фабриках, целлюлозно-бумажных комбинатах из разных пород древесины. Бумага намного удобнее, можно сохранить написанное и перечитать записи.
А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? ( дети называют: салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, настольные игры, тетради и т. д. Да, очень много предметов изготавливают из бумаги.
В наше время используется различная бумага. По долговечности, которая определяется содержанием целлюлозы, она делится на несколько видов:
№ 1 – самая долговечная, на которой печатаются собрания сочинений и энциклопедии;
№ 2 – менее долговечная, на которой печатаются учебники;
№ 3 – наименее долговечная, используемая, например, для тематических планов издательств.
А теперь займемся исследованием в нашей лаборатории Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
1. Внимательно слушать старшего лаборанта.
2. Точно выполнять указания
3. Аккуратно работать с оборудованием.
4. В конце опытов делать выводы
Опыт № 1. «Бумага гнется»
Возьмите листы бумаги разного цвета и плотности, сложите лист на два прямоугольника, четко выделите линию сгиба, а потом разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба. Получится ли это у нас? (Не получится, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге).
Вывод: при сгибании на бумаге остается линия сгиба.
Опыт № 2 «Сравнение бумаги» (разрезание ножницами)
Детям были предложены два вида бумаги : картон, простая альбомная бумага. Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.
Вывод: картон толще, чем бумага.
Опыт № 3. «Шуршащая или поющая бумага».
Мы с ребятами решили узнать. Может ли бумага издавать звуки, петь?. Для этого опыта предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.
Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.
Опыт № 4. «Разрывание бумаги»
Предлагаем детям два вида материала: бумагу, ткань.
Нужно было разорвать бумагу. Бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились
Вывод: ткань прочнее, чем бумага
Опыт № 5. След.. Бумага имеет свойство вдавливаться, (продавливаться)
«Теперь мы с вами выясним, как пишущие инструменты взаимодействуют с бумагой. Давайте попробуем заштриховать этот участок цветным карандашом (показать как, попробуйте сами заштриховать. Что получилось? Ответы детей: остается след.
Теперь проведем опыт с монетками для штриховки: подкладываем монетку под бумагу, заштриховываем ее. Проверьте друг у друга что получилось? Какой можно сделать вывод? Ответы детей. Бумага имеет свойство вдавливаться. (продавливаться)
Вывод: .Бумага имеет свойство вдавливаться, продавливаться. На бумаге остаётся след от краски, карандашей.)
Опыт №6. «Бумага горит»
Это свойство бумаги покажу я. Как вы думаете, почему? Потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. А если это где-то произойдет, вы обязательно должны помочь, хотя бы вызвать пожарников и скорую помощь. - По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? (Номер 01, номер 02, номер 03). Воспитатель поджигает лист бумаги, бумага сгорает.
Опыт № 7 .Можно ли склеить бумагу водой?»
Цели: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями; познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды – показать, что вода обладает склеивающим действием.
Материал: два листа бумаги для каждого ребенка.
Проведение опыта.
Берем два листа бумаги, зажимаем их между ладонями и двигаем их: один – в одну сторону, другой — в другую. (Листы легко скользят и двигаются, они гладкие и скользящие)
Вопросы к детям:
— С помощью чего можно склеить листы между собой? (С помощью клея)
— Можно ли склеить листы водой? (Дети ответили, что нельзя).
Воспитатель: Давайте проверим. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы. Они не двигаются.
Вывод: вода обладает склеивающим действием.
Опыт № 8. «Куда исчезает вода?»
Цели: показать, что вода имеет свойство впитываться; определить, какие материалы впитывают воду. Материал: губка, бумажная и тканевая салфетка, тарелка, стакан воды, пластилин, газета, деревянный брусок, полиэтилен.
Проведение опыта.
Наливаем из бутылки в стакан жидкость — воду. Арсений сразу подмечает: «Не впитывается, вся остается в стакане».
— Из чего сделан стакан? (Из пластмассы).
Вывод: пластмасса, пластилин, дерево не впитывает воду.
Продолжаем исследование на впитывание воды предметами.
Возьмем разные предметы и по очереди будем аккуратно наливать из стакана или ложкой понемногу воды на них.
Какие предметы не впитывают воду? (На пластилине и деревянной пробке, осталась большая капля воды – застыла, замерла — не впитывается). воду плеснуть на часть предмета, весь ли предмет намокнет или то место, куда попала вода?
Тканевая и бумажная салфетки большие, вода попала на середину, мокрыми стала только середина салфеток, а края остались сухими.
Налили в сухую почву воду, вода наполнила края тарелки, но не торопилась проникнуть в нее. Пришлось подождать несколько минут — и воды не стало по краям, а почва стала влажной. Также вода медленно впитывалась и в мочалку. Значит: вода впиталась в почву и мочалку. Вывод: вода может впитываться.
Я предлагаю вам поиграть в игру. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» Я бросаю мяч, а тот, кто его поймает говорит, изготавливают ли этот предмет из бумаги или нет.
Книга, стул, полотенце, пальто, обувь, газета, тетрадь, альбом, салфетка, деньги.
Дети: Книгу делают из бумаги. Пальто из бумаги не делают, это одежда и т. д.)
Скажите, можно сберечь леса, если бумагу использовать повторно? Правильно, старые газеты, журналы, ненужные книги идут на целюлозно- бумажные комбинаты во вторичную переработку, это так называемая макулатура из неё делают на бумажных заводах новую бумагу, разного назначения.)
Вывод: таким образом, бумага мнется, издает звук, рвется, мокнет в воде, бумага бывает разная по плотности (гладкая и шершавая, толстая и тонкая, по виду (газетная, альбомная, цветная, если сложить в несколько слоев - становится прочней. Её можно и нужно использовать много раз, для сохранения наших лесов.
Ну вот, ребята, исследования в нашей «Академии Чудес» окончены.
Вам понравилось на занятии? А что понравилось больше всего? Что нового узнали?
Вы самые лучшие исследователи, молодцы.