Елена Стрелкова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Почва»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД
по познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной к школе группе
«ПОЧВА»
Цель: Ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли.
Задачи:
- образовательные:
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе „Почва“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Почва. Исследуем почву
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, её свойстве и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных. Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности.
- развивающие:
Развивать познавательную, мыслительную активность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе; поддерживать интерес к исследованию состава почвы; расширять кругозор. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего начинается хорошее настроение?
Дети: С улыбки.
Воспитатель: Конечно с улыбки.
Мы все за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы готовы поиграть –
Много нового узнать.
Воспитатель: Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё горсть зерна, а к осени возьмёшь целый мешок, горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови. Как вы думаете, ребята, что это? (почва)
Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живёт, и как мы можем сохранить её.
(Дети садятся на стульчики)
Слайд 1. (Картинка, горы, камни и скалы) растения.
Воспитатель: Когда-то давным-давно на нашей планете почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы, моря и океаны.
Слайд 2. ( картинка: песок, скалы, камни)
Воспитатель: Но раньше очень резко менялась температура воздуха, были сильные ветра, дожди. Из-за этого скалы трескались, разрушались, трещины становились всё шире и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и превращались в песок и глину.
Слайд 3. ( картинка: на скалах первые лишайники)
Воспитатель: Потом на земле появились первые живые организмы и растения- это мхи и лишайники. Лишайники не прихотливые растения, которые могут расти даже на камнях и они очень быстро размножаются.
Слайд 4. (появление первой почвы)
Воспитатель: Благодаря лишайникам и бактериям на Земле появилась почва. Лишайники отмирая, наполняли песок и глину перегноем, что послужило дальнейшему развитию растительного животного мира.
Слайд 5. (леса, луга, животные) Как выглядит наша планета сейчас.
Воспитатель: И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому вы с вами привыкли. Появились растения и животные.
Слайд 6. (почва)
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? Для чего нам нужна почва?
- Почва – это самый верхний слой земли.
- А для чего нам нужна почва?
- Почва нужна для того, чтобы выращивать овощи, фрукты; чтобы росла трава, деревья, цветы. В ней живут разные насекомые и животные.
- Ещё почву называют подземным царством. Как вы думаете, почему?
- В ней обитает много жильцов: дождевые черви, кроты, землеройки, личинки, насекомые.
- Как вы думаете, приносят ли они почве пользу?
- Да, они рыхлят почву.
- Игра «Подземные и наземные животные» (Две доски, карты животных)
У нас с вами перепутались карточки. Давайте мы с вами расселим наших животных в их среду обитания.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель: Как вы думаете, чем дышат подземные обитатели?
- Воздухом.
Воспитатель: А хотите узнать есть ли в почве воздух?
- Тогда я предлагаю вам отправиться в нашу научную лабораторию и стать учёными.
Опыт 1
- Давайте проверим, есть ли в почве воздух. возьмём стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Что мы видим?
- Пузырьки.
- Да мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. Это значит, что в почве есть воздух.
Опыт 2
- Всем живым организмам нужна ещё вода. Хотите узнать есть ли в почве вода.
- Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы, придавите её плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге.
Дети: Влагу.
Воспитатель: Можно сделать, какой вывод?
Дети: В почве есть вода.
Воспитатель: Откуда же она берётся в почве?
Дети: Вода попадает в почву, когда идёт дождь или во время полива.
Опыт 3
Воспитатель: А теперь мы с вами узнаем, из чего состоит почва.
- Размещаем почву в стакан с водой, хорошо размешиваем. Возьмём лупу и посмотрим, что у нас находится в стакане. На дне стакана находится песок, мелкие камушки, а на поверхности плавают корешки растений, сухая трава – это перегной.
Вывод: Почва в своём составе имеет перегной, песок, глину.
- Давайте мы с вами вспомним их свойства.
- Глина – она твёрдая, плотная, плохо пропускает воду.
- Песок – сыпучий, хорошо пропускает воду.
- Перегной – рыхлый, в нём много воздуха, но плохо удерживает воду, быстро высыхает, а ещё в нём много питательных веществ. Для растений нужна плодородная земля.
- Давайте мы с вами проведё м эксперимент: «В какой почве лучше растут растения?» Для этого отправимся в ботанический сад.
- Сейчас мы посадим овёс в разные почвы : плодородную и песчаную (посадить и полить, понаблюдать, как впитывается вода). А потом мы продолжим свои наблюдения: где быстрее взойдёт овёс, как будет расти.
Воспитатель: Дети, мы с вами должны беречь почву. Я предлагаю игру «Плохо, хорошо»
- Бросать мусор.
- Сжигать сухую траву.
- Ходить по траве. (Нельзя. Нужно ходить по тропинке, чтобы не утаптывать почву)
- Сажать растения и деревья.
- Беречь животных, обитающих в почве.
- Вырубать леса. (нельзя)
Воспитатель: Я очень надеюсь, что вы будете беречь и охранять нашу почву. Спасибо вам, ребята!