ольга зирдзинина
Опыт работы «Моделирование, наблюдения и дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моделирование, наблюдения и
дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников»
«Чтобы беречь Землю, природу,
надо её полюбить, чтобы полюбить,
надо узнать, узнав – невозможно
не полюбить».
Сладков Артемий Николаевич (1920-1995) –
российский учёный-ботаник, педагог.
Введение
Публикация «Опыт работы „Моделирование, наблюдения и дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения. Проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различных видах деятельности :игровой, продуктивной, экспериментирование, исследование, ухаживая за животными и растениями. Все эти виды детской деятельности соответствуют и вписываются в ФГОС ДО.
Эмоциональное проживание детьми наблюдаемых ими процессов и явлений и является важным моментом.
Эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребенком особенностей окружающего мира. Детская эмоция, как показано в работах ученых (А. В. Запорожца и Я. З. Неверович, решает не только экспрессивную задачу (выражение собственного отношения, но и раскрывает смысл происходящего для ребенка.
Приведем простой пример. Когда ребенок хватается за горячий чайник и переживает эмоцию боли, то помимо самого переживания неприятной ситуации он получает информацию о свойствах окружающих предметов.
Мы с вами знаем, что основным видом деятельности дошкольника является игра. Игра в экологическом воспитании важна не только потому что в ней присутствует интересная ребенку система эмоциональных переживаний. Но и потому, что ребенок совершает игровые действия, которые передают различные свойства окружающего мира, например, сжимается. Изображая лед, а затем выполняет плавательные движения, изображая воду. Своим поведением ребенок физически моделирует состояние воды, и у него формируется двигательный образ различных состояний этого вещества.
Для того чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его творческого мышления, ребенок должен оказаться в позиции не зрителя, а исследователя.
Актуальность выбранной темы: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности. Что является частью духовной культуры.
Познание природы имеет многогранное значение для разностороннего развития личности ребенка: расширение кругозора, обогащение знаний об окружающей действительности, познание связей и закономерностей в ней, развитие наблюдательности и самостоятельности мышления.
Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Цель: Формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Основные задачи:
Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети. Это тоже часть природы.
Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Дать представление о признаках и свойствах растений, животных. Птиц и человека как живых организмов – двигаются, питаются, дышат, растут.
Познакомить детей с календарем погоды, условными обозначениями; учить рисовать значки; развивать интерес к наблюдениям за природой.
Познакомить детей с работой метеорологов, работой метеостанцией.
Этапы работы :
Предварительный этап включает в себя :
изучение литературы
разработку программы
перспективного плана
карт мониторинга
проведение мониторинга
Основной этап включает в себя работу кружка :
планирование занятий
составление конспектов
подготовка к занятиям (приобретение оборудования и инструментов, подготовка материала)
Заключительный этап является отчетным:
проведение мониторинга
отчет о проделанной работе (аналитическая справка, презентация)
Занятия с детьми проводятся по традиционному плану, т. е. как тематические занятия на группе:
Вхождение в занятие (создание мотивации, интереса, загадки).
Основная часть (объяснение материала и показ способа действий или постановка учебной задачи и совместное решение, закрепление навыков и знаний).
Рефлексия (подведение итога, анализ вместе с детьми выполненной работы, результата).
В работе с детьми используются ниже описанные методы и приемы:
Наглядные методы: наблюдения за изменениями и преобразованием объектов, демонстрация наглядных пособий.
Приемы: показ способов действий, показ образца.
Словесные методы: рассказ педагога, рассказы детей (рассказ по картинкам, о предметах, из детского опыта, беседы (познавательные, чтение художественной литературы.
Приемы: вопросы, указания, пояснения, объяснения, беседа (после экскурсии, просмотра фильма).
Игровые методы: дидактическая игра, воображаемая ситуация, физ. минутки
Приемы: внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и разгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, элементы театрализации.
Практические методы: упражнения, элементарные опыты, экспериментирование, моделирование,задания.
Хочу подробнее остановиться на трех методах: моделировании, наблюдении и дидактической игре в экологическом воспитании.
Моделирование – это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, связях объектов. (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Подьяков).
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическим изображением, знаками.
Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Модели бывают :
предметные (глобус)
предметно – схематические (геометрические фигуры – как форма листьев, овощей)
графические (календарь погоды, мнемотаблица)
Наблюдения – это специально организованная воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Это наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста вид деятельности. Наблюдения планируются в соответствии с погодными условиями, временными отрезками и возрастными особенностями детей.
Наблюдения бывают :
кратковременные
длительные
повторные
сравнительные
тематические
спонтанные
Дидактическая игра – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
«Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».(Крупская Надежда Константиновна)
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :
с игрушками и предметами;
настолько-печатные;
словесные.
В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры, которые соответствуют возрасту детей. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий.
В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр :
предметные;
настольно-печатные;
словесные.
Предметные игры.
Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.). Их рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести – «Чудесный мешочек», «С чьей ветки детки» и т. д.
Настольно – печатные игры.
К ним относятся : лото, домино, разрезные картинки («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы» и пр.) Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации.
Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.
Словесные игры.
Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке.
В своей кружковой работе я столкнулась и с негативными факторами. Которые повлияли на результат:
Отсутствие помещения оборудованного для занятий по экологии
Необорудованная метеоплощадка
слабое материально – техническое оснащение
Человеческий фактор – это изменение списочного состава детей посещающих кружок и я сама.
Кружок я веду не на своей группе, а являюсь приходящим педагогом, так как основная моя работа на группе с детьми с ОВЗ, поэтому мне бывает сложно переключиться с одних детей на других. В итоге могу донести информацию до детей не в полном объеме, упустив, что – то.
В перспективе развития кружка я вижу три направления работы, которые, я не использовала в этом году.
Работа с родителями (создание сайта, привлечение родителей к экологическим акциям, выставкам, проектам, экскурсиям)
Работа со специалистами (музыкальные и спортивные развлечения)
Работа с социумом (посещение библиотеки, музея, ЦИТ, пожарной охраны)
Используемая литература:
1. "Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. ФГОС ДО"
Автор: Давидчук Антонина Николаевна, Селихова Лариса Георгиевна. Редактор: Цветкова Т. В.
Издательство: Сфера, 2017 г.
2. Е. И. Удальцова, "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников", Минск.
3. Мисякова Л. В. Экологическое воспитание дошкольника [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8755/ ( дата обращения: 22.04.2018).
4. Романенко О. Г., Данилова Л. И., Дорошина Т. В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 60-62. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2433/ ( дата обращения: 22.04.2018).
5. https://www.maam.ru/detskijsad/nablyudenie-odna-iz-aktivnyh-metodik-obuchenija-vospitanikov-v-dou-kak-sredstvo-realizaci-zadach-o-poznanie.html
6. https://infourok.ru/rol-didakticheskoy-igri-v-ekologicheskom-vospitanii-doshkolnikov-1794804.html