Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Моделирование в экологическом воспитании дошкольника»

ОЛЬГА ТИМИРБАЕВА
Консультация для педагогов «Моделирование в экологическом воспитании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека, так же как человека с природой, известна издавна. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла глобальные масштабы. Каждый человек в настоящее время должен иметь определенный уровень экологической культуры и экологического сознания. Формирование этих основ начинается в раннем дошкольном детстве. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает первые впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируются начальные основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Публикация «Консультация для педагогов „Моделирование в экологическом воспитании дошкольника“» размещена в разделах

Экологическое воспитание - знакомство с бесконечно разнообразным миром природы.

Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой.

Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Воспринимая природу, ребенок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать кожей, нюхать. Но многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. К ним мы можем отнести вопросы взаимосвязей существующих в природе, например: взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования или взаимосвязи между ростом растений и водой, светом, теплом.

Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование, которое делает общение с детьми более доступным и наглядным. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Важно в процессе деятельности, дать ребенку возможность самостоятельно находить информацию, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.

Что такое модель и моделирование?

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.

Исследования ученых психологов (Эльконин Д. Б, Вегнер Л. А, доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования, процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом.

В детском саду в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др.

Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы.

Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе. Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия.

Модель - это предметное, графическое изображение чего-либо, а процесс создания моделей - называется моделирующая деятельность. Например: глобус –это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.

Главной характеристикой модели, является то, что она отображает и содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшую роль в экологическом воспитании играет календарь природы. Сначала происходит его создание (моделирование предметов и явлений, а затем использование его в учебном и воспитательном процессе.

Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей :

- предметные (в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов. Технические игрушки, модели построек);

- предметно-схематические (в них признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов);

- графические (графики, схемы. Передают условные признаки, связи и отношения явлений).

Цель моделирования в экологическом образовании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решать следующие задачи:

- Развить у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать.

- научить выделять признаки предметов, классифицировать их, выделять противоречивые свойства.

- научить видеть, понимать связи и зависимости в окружающем мире.

- развивать речевые навыки дошкольников.

Особую роль в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления; преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении.

Работа в данном направлении состоит из нескольких этапов:

1. Рассматривание и разбор таблицы.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ;

4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Показ итога.

В заключении можно напомнить китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».

Использование моделирования является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.

Публикации по теме:

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться,.

Консультация для педагогов «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников» МБДОУ «Детский сад №126» Консультация для педагогов «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников" Воспитатель:.

Консультация для педагогов «Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка дошкольника» Дошкольный возраст - наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» Экологические проблемы в настоящее.

Консультация для воспитателей «Игры в экологическом воспитании детей по разделу «Краеведение» Игры в экологическом воспитании детей по разделу «Краеведение». Игра есть наиболее полное и живое общение людей. Качества, которыми должна.

Консультация для воспитателей «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников» Консультация для воспитателей «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников» Маляева Т. Л. Цель экологического воспитания дошкольников.

Консультация для воспитателей «Туристические прогулки в экологическом воспитании» Консультация для воспитателей «Туристические прогулки в экологическом воспитании» МБДОО №2 «Ромашка» ст. Гиагинской Воспитатель:.

Мастер-класс для педагогов «Роль сказки в экологическом воспитании у дошкольников» РОЛЬ СКАЗОК В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ. (Мастер класс для педагогов) Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира.

Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольникаРоль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника Воспитатель Кадырова З. А. МАДОУ Детский сад «Родничок» р. п. Чишмы. При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Моделирование в экологическом воспитании дошкольника»
Опубликовано: 23 сентября 2018 в 13:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Моделирование в экологическом воспитании дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем ОЛЬГА ТИМИРБАЕВА (УИ 414213) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД