МААМ-картинки

Использование метода ТРИЗ технологии «Моделирование маленькими человечками» в экологическом образовании дошкольников (4 фото)

Наталья Баранова
Использование метода ТРИЗ технологии «Моделирование маленькими человечками» в экологическом образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование метода ТРИЗ технологии «Моделирование маленькими человечками» в экологическом образовании дошкольников»

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.

Публикация «Использование метода ТРИЗ технологии „Моделирование маленькими человечками“ в экологическом образовании дошкольников» размещена в разделах

В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты.

Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.

Хороших результатов в экологическом воспитании можно добиться, если превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительное конструирование», снимать психологическую инертность и активно развивать у воспитанников такие качества мышления как гибкость, подвижность, системность; а также развивать поисковую активность детей и стремление к новым знаниям.

Возможность проявить свою индивидуальность, научить детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия позволяет ТРИЗ технологии.

На мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей, является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. Применение методов и приемов ТРИЗ в экологическом воспитании позволяет заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями и защитниками природы.

Один из методов ТРИЗ технологии, который я использую в своей работе, это «Моделирование Маленькими Человечками».

Сущность ММЧ заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному.

Маленькие человечки являются своеобразными «кирпичиками», из которых состоят вещества.

Данный метод я начала использовать с детьми со средней группы.

Во время изучения свойств снега, льда, воды, песка я показывала детям карточки с маленькими человечками, которые наглядно демонстрировали свойства этих объектов.

Если вещество твердое то, человечки крепко держатся за руки и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие.

Если вещество жидкое, то человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга, эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга (вода);

Если вещество газообразное, то человечки постоянно находятся в движении (например пар). Помимо основного названия – «бегущие», дети характеризуют их как «танцующие».

Игра: «Маленькие человечки».

Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.

Ход: Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются.

Человечки твердого тела –крепко держатся за руки.

Человечки жидкого тела –стоят рядом, слегка касаясь друг друга.

Человечки газообразного тела –постоянно находятся в движении.

Ведущий предлагает разделить природную среду двумя горизонтальными линиями и в верхнем секторе «поселить» все, что несет в себе человечков газа, в центре – жидкого тела, внизу – твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.

Например: Болотная лягушка –живая природа, живет и в воде и на суше. Древесная лягушка – на дереве, хотя дышит воздухом. Чайка – живая природа, живет в воздухе и на воде.

Для понимания перехода вещества из одного состояния в другое,

играли с детьми в подвижную игру «Мы - маленькие человечки».

Правила игры заключаются в следующем: Дети встают в круг и в зависимости от того, какое слово говорит педагог, изображают данный объект. Н – р: «камень –дети крепко держатся за руки; «пар», «дым» -начинают бегать; «вода» - стоят рядом, касаясь плечами.

В старшей группе при изучении объектов и явлений окружающего мира, дети с помощью карточек моделируют объекты и явления, состоящие из сочетания разнообразных человечков, определяют вещества, их взаимосвязь и выкладывают схему, используя математические знаки: плюс и минус; Н – Р: чашка на блюдце, лейка с водой, карандаш и т. д.

А затем дети учатся уже к готовым схемам подбирать объект: например, от листка бумаги оторвали кусочек, отломили пластилин от бруска, отпилили сухую ветку и т. д.

В подготовительной группе изготовила домино «Маленькие человечки». Костяшки домино разделены на 2 квадрата. На одном квадрате – человечек или схема из нескольких человечков со знаками - или +, а на другой части – картинка с изображением одного предмета или несколько (кубик, мяч, гвоздь, чашка с горячим чаем, от которого поднимается пар, из крана течёт вода, из фена дует воздух и т. д.).

Игроки делят между собой костяшки, устанавливают очерёдность и выстраивают цепочку, которая отражает взаимосвязи: объект – схема.

Моделирование Маленькими Человечками помогает формировать представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.

Игра - домино «Маленькие человечки»(ТРИЗ технология)

Цель: формировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивать мышление ребенка, стимулировать его любознательность.

Задачи: развивать познавательно-исследовательскую деятельность; умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; умение моделировать объекты и явления неживой природы; воображение.

Данное пособие изготовлено по принципу обычного домино - прямоугольные костяшки домино (деревянные) разделены на 2 квадрата. На одном квадрате – человечек или схема из нескольких человечков со знаками

- или +, а на другой части пластины - один предмет или несколько (кубик, мяч, гвоздь, чашка с горячим чаем, от которого поднимается пар, из крана течёт вода, из фена дует воздух и т. д.).

Игроки делят между собой костяшки, устанавливают очерёдность и выстраивают цепочку.

Использование метода ТРИЗ технологии «Моделирование маленькими человечками» в экологическом образовании дошкольников
Фото «Моделирование маленькими человечками»
Использование метода ТРИЗ технологии  в экологическом образовании дошкольников - фото
Фото №1 Использование метода
Публикации по теме:

Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека,.

Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание - это воспитание духовности, интеллекта, нравственности. Природа и человек — поэты, художники, философы всех времён.

Долгосрочный практико-ориентированный проект: «Использование приемов ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников» Автор проекта: Петрова Ирина Владимировна, Воспитатель, высшая категория Содержание Пояснительная записка 1. Теоретическое обоснование.

Использование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников Тема: Использование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников. Выполнила: Федярина Наталия Савельевна.

Использование ТРИЗ-технологии для успешного формирования предпосылок учебной деятельности дошкольников Использование ТРИЗ — технологии для успешного формирования предпосылок учебной деятельности дошкольников. Слайд 1 С введением ФГОС в ДОУ.

Использование элементов ТРИЗ в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте территория познания детей резко расширяется. Ребенок начинает понимать, что мир, в котором он живет - огромный, многообразный.

Мастер-класс «Дошкольный туризм в экологическом образовании дошкольников» Целью современного экологического процесса сегодня стало экологическое образование. Значение экологического воспитания трудно переоценить.

Развитие познавательных способностей в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста через использование ТРИЗ Процесс воспитания и образования ребенка постоянно преобразуется. Главная цель педагога - подготовка подрастающего поколения для жизни в.

Опыт работы по ТРИЗ «Моделирование маленькими человечками» Тема «ТРИЗ в детском саду» не нова, но мне кажется, что она сейчас очень актуальна. Использование инструментов, элементов, приемов теории.

ТРИЗ технологии в ДОУ. Конспект занятия с использованием приема «моделирование маленькими человечками» Тема занятия: " Использование приема моделирование маленькими человечками при ознакомлении детей старшего возраста с объектами неживой природы".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода ТРИЗ технологии «Моделирование маленькими человечками» в экологическом образовании дошкольников
Опубликовано: 29 апреля 2018 в 22:54
+68Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода ТРИЗ технологии «Моделирование маленькими человечками» в экологическом образовании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Баранова (УИ 46725) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД