Папки-передвижки

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников

Светлана Балабина
Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников

«Сделать учебную работу насколько

возможно интересной для ребёнка,

и не превратить эту работу

в забаву – одна из труднейших

и важнейших задач обучения»

К. Д. Ушинский

Публикация «Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.

Грамотное использование современных информационных технологий изменяет традиционный характер образовательного процесса в ДОУ. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, развивает ребенка всесторонне, позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Это способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Сегодня использование ИКТ позволяет :

• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре.

• В доступной форме, ярко, образно, преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать знаниями.

• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

Освоив работу на компьютере, я поставила перед собой задачу сделать его своим помощником. Приоритетным направлением своей работы считаю «Использование инновационных технологий в экологическом воспитании дошкольников».

Считаю, что для проведения деятельности по экологическому воспитанию дошкольников необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. В работе с дошкольниками я использую специализированные или адаптированные обучающие компьютерные программы, творчески применяю ресурсы глобальной сети интернет:

• Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, моря, дождя, ветра и т. д. ;

• Экранные материалы – серия отдельных кадров или слайдов, посвященных отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.

• Мультимедийные презентации – это обучающие материалы, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно привлекает внимание дошкольников, улучшает восприятие информации.

• Мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий, так и в свободную деятельность: игры - путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины и др. Отдаю предпочтение небольшим по объему играм либо играм, предполагающим выполнение задания.

«Виртуальные экскурсии или путешествия» дают возможность посетить недоступные места, совершить уникальное путешествие. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Например: «Экскурсия в Африку», «На Северный полюс», «Экскурсия в библиотеку». Дети принимают такие экскурсии с огромным удовольствием.

Использование интерактивной доски. Мне и моим воспитанникам нравится, что интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами, что дополнительно привлекает к ней внимание, помогает развивать у детей память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. Развивающие занятия с ее использованием стали намного ярче и динамичнее.

Использование электронного персонажа. Дети в дошкольном возрасте очень восприимчивы. И гораздо больший интерес у них вызывают ситуации, когда диалог от имени героя с ними ведёт не педагог, а сам герой ситуации. На наши занятия по экологии к детям приходит электронный персонаж – Экошка. Он ведёт с детьми заранее записанный диалог, беседует с ними, загадывает загадки и т. д. Данный приём способствует формированию мотивации к деятельности, позволяет ребёнку почувствовать себя нужным, вселяет уверенность в свои силы.

Я не только использую материал из глобальной сети интернет, но и сама разрабатываю занятия с использованием информационно коммуникативных технологий. В моей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций, таких как: «Родной свой край люби и знай», «Город мой любимый, город мой родной», «Природа Кольского Севера», «Животный мир Заполярья», «Горы Хибины», «Озеро Имандра» и другие.

Использование ИКТ позволило мне сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными. И пытливый ум моих воспитанников, испытывает истинное наслаждение, в познании окружающих явлений и получении знаний. Дети стали активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия, проявляют живой интерес, заинтересованы и активны, что способствует хорошей результативности занятия.

Использование ИКТ в моей практике не ограничивается деятельностью с детьми и включает в себя работу с родителями.

Одним из критериев профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлечённости родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада. В настоящее время у многих родителей не хватает времени для посещения различных мероприятий, проводимых в детском саду, многие родители не читают материалы на информационных стендах. Поэтому в нашей группе создана персональная страничка. Это очень актуально в настоящее время. У родителей появилась возможность вместе с ребёнком заглянуть на сайт группы, посмотреть новые фотографии, получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения. Её создание позволяет получить виртуальную консультацию на интересующую тему, просмотреть фрагменты режимных процессов, повторить с детьми рекомендованный воспитателями материал и даже поделиться своим мнением на ту или иную тему.

Также провожу «Ярмарки родительских идей», «Парад семейных коллекций», результатами которых являются сбор и оформление видеоматериалов, фотографий снятых родителями во время прогулок, путешествий с детьми, для создания электронных презентаций, слайдов.

Выпускаю для родителей своих воспитанников листовки, буклеты, папки – передвижки, ширмы, разработанные в программах Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher. В листовках лаконично описываются правила поведения в природе, даются призывы к зимней подкормке пернатых друзей, к защите «живого» дерева ели, к бережному отношению к воде и т. д. Регулярно выпускаю тематические папки-передвижки, ширмы с экологическим содержанием, такие как «Прогулка с ребёнком», «Воздух в вашей квартире», «Азбука поведения в природе», «Домашняя экология», «Экологический бумеранг», «Экология жилища», которые направлены на повышение экологического сознания взрослых и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи.

Проявляется большой интерес родителей к информации в родительском уголке. В помощь родителям оформляется информационный стенд экологического содержания, где помещаются статьи, стихи, загадки, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Центром внимания остаются странички о прохождении в нашем учреждении экологических акций, рекомендации по здоровому образу жизни. Информация в родительском уголке, разработанная и оформленная с использованием ИКТ, позволяет нам не только привлечь внимание родителей, но и вызвать их на общение.

По результатам работы я для себя выделила ряд преимуществ использования компьютерных технологий в работе с дошкольниками :

1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

2. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

3. Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

4. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

5. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

6. Использование разного рода слайд-шоу позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр.

Так или иначе, но использование ИКТ заняло свою нишу в моей педагогической практике. И если кто – либо меня спросит: «Нужен ли компьютер в детском саду?», я с полной ответственностью отвечу: «Да. Он просто необходим!»

Литература:

1. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В., Мозаика-Синтез М., 2011.

2. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддъяков Н. Н., и др. М. : Линка-пресс, 1988.

3. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. Фомичева О. С. М. : Гелиос АРВ, 2000.

4. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Каралашвили Е., Дошкольное воспитание.

5. Ревнивцева Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 67-69.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников Тема моего выступления «Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников» Свое выступление хочу начать с цитаты Е. Ф. Одоевского.

Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста «Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Стремление к постижению мира.

Роль сказки в экологическом воспитании дошкольниковРоль сказки в экологическом воспитании дошкольников Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое.

Использование макетов в экологическом воспитании дошкольниковИспользование макетов в экологическом воспитании дошкольников Я уже много лет работаю над проблемой экологического воспитания детей. В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человеческого.

Использование образовательных практик в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Проблема экологического образования сегодня волнует — ученых, педагогов, общественность. Поэтому необходимо воспитывать у детей осознанно.

Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» Экологические проблемы в настоящее.

Использование дидактических игр, наблюдения, моделирования, лэпбуков в экологическом воспитании дошкольников Консультация для воспитателейИспользование дидактических игр, наблюдения, моделирования, лэпбуков в экологическом воспитании дошкольников.

Консультация «Использование дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников» Консультация для педагогов на тему: «Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Воспитатель:.

Применение техники скрапбукинг в экологическом воспитании дошкольниковПрименение техники скрапбукинг в экологическом воспитании дошкольников Следуя зову сердца человек все чаще тянется к природе, инстинктивно чувствуя, что нет ничего прекрасней ее - ПЕРВОЙ красоты! Вот и я со.

Роль дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 30 мая 2018 в 06:34
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Балабина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД