Елена Мудрецова
Опыт работы «Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема состояния окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе всё больше внимания. Экологическое воспитание необходимое условие преодоление негативных последствий деятельности человечества на окружающую среду, а также является фактором формирования экологической культуры.
Публикация «Опыт работы „Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях[3, с. 3].
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе, к себе и людям как к части природы[6, c. 17].
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, их приспособление к ней. Эти знания помогут ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам[4, с. 3].
Именно на этапе дошкольного детства дети получают базовые знания и эмоциональные впечатления о природе, у них формируются основы экологического сознания и начальные элементы экологической культуры. Воспитателями ДОУ реализуются различные формы работы с детьми по формированию экологической культуры : беседы, наблюдения, экологические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и пр. Все вышеуказанные формы работы можно удачно сочетать, используя метод проектов, который на сегодняшний день, считается наиболее успешным решением задач воспитания экологической культуры дошкольников.
К организации проектирования требуется серьёзная подготовка. Проектная деятельность может осуществляться не зависимо от условий конкретного ДОУ, так как она даёт широкое пространство для творчества. Например, в любой местности можно встретить подходящие для наблюдения природные объекты: различные растения, насекомых, птиц, которые могут стать объектами проектной деятельности[1, с. 64].
Необходимо предоставлять детям свободу выбора. Они могут вносить свои предложения: осуществить наблюдения, нарисовать рисунки. В действиях детей должна проявляться индивидуальность. Недопустимо осуждение ребёнка, если тот что-то сделал неправильно. Это может привести к исчезновению интереса к работе. Дети не должны бояться ошибиться в процессе исследования. Экологически грамотное поведение может основываться на понимании, а не на запоминании.
Экологический проект – это способ формирования собственного опыта ребёнка, и развития его как личности. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом, и соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
В работе с дошкольниками выделяют четыре этапа работы по проекту :
1. Подготовительный – воспитатель формулирует проблему и цель проекта, ставит задачи, определяет продукт проекта. Вводит детей в игровую и сюжетную ситуацию.
2. Практический. На этом этапе педагог помогает детям грамотно планировать деятельность детей, по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, и контролирует осуществление проекта.
3. Оценочно – рефлексивный. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
4. Презентационный – презентация детьми продуктов проекта родителям, презентация опыта работы воспитателям[2, c. 43].
Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку[5, c. 14].
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о ценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней. Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители. Совместная проектная деятельность помогает родителям воспитанников, вовлечённых в неё, освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании детей, а также даёт возможность общения с детьми как с равноправными партнёрами. Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии, как проектная деятельность, поспособствовала развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи[1, c. 78].
Метод проектов является хорошим подспорьем для полноценного экологического воспитания дошкольников. И так как в современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение, необходимо повышать уровень экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Научить ребёнка проектированию с успехом может педагог, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства[3, с. 11].
В нашем детском саду составлен годовой план по экологическому образованию дошкольников с традиционными экологическими акциями, декадами и месячниками с целью расширения экологического кругозора дошкольников, вовлечение их в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира, воспитание у них бережного отношения к природе и развитие творческих способностей детей. В зависимости от возраста детей, все темы проектов усложняются по содержанию, задачам и способам реализации.
Так как предыдущий год был годом экологии, мною был разработан проект «Друзья природы». Целью проекта является, формирование у детей экологических знаний, бережное отношения к природе и всему окружающему. Все задачи поставленные в ходе реализации проекта были выполнены. У детей сформировались навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково–познавательной деятельности. Они стали более ответственными по отношению к миру природы.
Проект технологичен и при желании педагогов воспроизводим в условиях любого детского сада. Используя предполагаемую систему, каждый педагог сможет выстроить или сконцентрировать свой воспитательно – образовательный процесс (особенно его экологическое направление) достаточно эффективно.
Я считаю, что использование проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в наше время очень актуально. Чтобы ребёнок стал любознательным и стремился получить новые знания сам, очень важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность.
Литература
1. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 304с.
2. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ. / Е. С. Евдокимова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64с.
3. Масленникова, О. М., Филлиппенко, А. А. Экологические проекты в детском саду/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.
4. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» / Система работы в старшей группе детского саду /. – М. :Мозаика – Синтез, 2016. – 192 с.
5. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание старших дошкольников. / Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. – 96с.
6. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд. стереотип/ авт. – сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286с.