Галина Тараканова
Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Китайская народная мудрость.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли –экологическое воспитание всего населения.
Публикация «Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются эмоциональные впечатления. Это определяет актуальность экологического воспитания дошкольников.
Необходимо отметить, что, изменения, которые происходят в образовании, показывают, что целью дошкольного образования является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не накопленная за это время сумма знаний. Такой подход обеспечивает поиск педагогами ДОУ наиболее результативных педагогических технологий. Мы предположили, что одной из них является проектная деятельность в экологическом воспитании.
Проектная деятельность – сложно организованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.
Реализация на практике данной технологии проходила у нас следующим образом.
Совместно с детьми определили проблему проекта : Какие условия необходимо создать для роста и развития растений.
Гипотеза.
Свет, тепло и вода – необходимые условия для роста и развития растений.
Объект исследования.
Лук, комнатные растения и ветки тополя.
Цель проекта :
Развитие знаний и практических умений у детей старшего дошкольного возраста по экологии, через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи проекта :
- Разработать систему мероприятий направленных на формирование знаний у детей через экспериментирование.
- Способствовать накоплению практического опыта экологического воспитания через экспериментальную деятельность с растениями.
- Расширять представление об использовании человеком условий природной среды: солнце, воздух, вода – для роста и развития растений.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать
предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту
проверку и делать адекватные выводы.
Предполагаемые результаты:
- Расширение у детей знаний об условиях природной среды и как она влияет на рост и развитие растений;
- Дети должны научиться отыскивать ответы на вопросы и делать выводы;
Мы использовали: Лук, ветки тополя, хлорофитум, алоэ. Стаканчики с водой и без воды, лейки, распылитель. Альбомы со схемами опытов.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап.
Целью этого этапа является пополнение теоретических знаний детей о развитии растений.
Наблюдение на прогулке зимой за деревьями. Вопрос к детям: «Почему на деревьях зимой нет листьев?». Ответы детей. «Если занести веточки в группу листья появятся?»
Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
Разработка перспективного плана работы с детьми.
Практический этап.
Цель: Получение практических знаний и закрепление уже полученных.
Занятия – эксперименты.
Эксперименты в уголке природы.
Наблюдение.
Зарисовки в дневнике наблюдений за развитием растений.
Опыт 1
Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло).
Ход опыта: Почему на ветках на улице нет листьев? (на улице холодно, деревья «спят»). Предлагаю внести ветки в помещение. Наблюдаем за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются, появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев, зарисовываем.
Опыт 2
Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (свет).
Оборудование: Цветы хлорофитума, свет и темнота
Ход опыта: Выясним, с хлорофитума, нужен ли свет для жизни растений. Один цветок оставляем на свету, второй горшок с цветком ставим в темное место. Цветы поливаем. Наблюдаем. Зарисовываем этапы. Через зарисовываем результат (цветок на свету остался зеленым— значит в нем происходит фотосинтез (питание).
Опыт 3. «С водой и без воды»
Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода).
Оборудование: две одинаковых луковицы, стаканчик с водой и без воды.
Ход опыта: Выясним, почему для роста растений нужна вода. Поставим одну луковицу в стаканчик с водой, другую без воды. Будем наблюдать. У луковицы которая стояла в воде появились корешки и зелень, у другой – нет. Результаты наблюдения за состоянием луковиц зарисуем.
Делаем вывод…. Да, растения без воды жить не могут
Заключительный этап.
Цель: Анализ эффективности этого проекта и последующей его презентации.
Рассматривание и обобщение работы.
Выводы детей.