Наталья Семёнова
Мнемотехника — технология речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. Этот процесс
обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели.
На современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного
Публикация «Мнемотехника — технология речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
образования основное внимание уделяется поддержке разнообразия детства; сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности в развитии дошкольников. Необходимость использования метода мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста неоспорима. То, что
дети обучаются «играя», заметили и доказали великие педагоги В. Б. Косминская, Е. И. Васильченко, А. С. Макаренко, Т. С. Комарова и многие другие.
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
2 https://interactive-plus.ru
Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких
слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Взяв за основу мнение великого педагога, мы убедились в том, что именно
использование приёмов мнемотехники поможет решить возникающие противоречия.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это
система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Технология мнемотехники позволяет решать задачи развития всех психических процессов: разных видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной,
словесно-логической, обработки различных приемов запоминания); мышления
(образного, логического, умение анализировать, систематизировать, умение
устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах); тренировка
внимания.
Средства наглядного моделирования в речевом развитии детей используются для обучения дошкольников : пересказу, составлению описательного рассказа, рассказа на определенную тему, по картине, об игрушке, из личного опыта,
рассказыванию с элементами творчества.
В педагогической работе важнейшим условием совершенствования речевой
деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей развитию речевого общения. В качестве эффективного
средства по совершенствованию речи дошкольников можно использовать мнемотаблицы, интегрируя их с игровым пособием «Куб – трансформер». Он позволяет ребенку зрительно соотнести картинку, схему с понятиями «слово»,
Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
3
Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
«текст», научиться работать с ними. Но главное, на наш взгляд, что это пособие
даёт заряд положительных эмоций, удовольствие от процесса выполнения заданий и позволяет педагогу развивать детей, играя.
Таким образом, использование метода мнемотехники является эффективным средством познавательно-речевого развития у детей старшего дошкольного
возраста, способствует сохранению самоценности детства как важного этапа в
общем развитии человека и в то же время обеспечивает преемственность целей,
задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней, что соответствует ФГОС ДО.
Список литературы
1. Сидорчук Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. А. Сидорчук,
Н. Н. Хоменко. – М., 2004.
2. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника : Развиваем
речь. – М: ТЦ Сфера, 2008.
3. Акулова О. В. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста / О. В. Акулова, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева [и др. ]. – М., 2009.
4. Сидорчук Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004 /
Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
/tmo/260025.pdf
5. Развитие речи и творчества дошкольников : игры, упражнения, конспекты
занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – М., 2007.