Екатерина Москаленко
Ярмарка педагогических идей «Технология развития критического мышления у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Всем доброе утро, я хочу вам предложить уникальную педагогическую технологию, а вот какую, отгадайте сами. Если вы выберете ее как самую универсальную и будете применять на практике, то вы окажитесь в числе лучших и продвинутых педагогов современности, и родители будут знать, что вы внесли весомый вклад в развитие их детей.
Чтобы определить эту технологию, предлагаю вам закончить высказывание которые вы видите на слайде
- Только сражаясь с конкретной проблемой,
отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации,
Публикация «Ярмарка педагогических идей „Технология развития критического мышления у дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
человек действительно думает.
- Не мыслям надобно учить, а мыслить
- Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме.
- Ваши предположения, как называется технология, которую я хочу вам предложить? (высказывание) не просто мыслить, а критически мыслить. Давайте выясним, что такое критическое мышление? Для этого я предлагаю вам посмотреть небольшой видео ролик.
Актуальность технологии развития критического мышления-
состоит в том, что она является одним из инновационных методов обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Она позволяет добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности и мышления. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей и с малых лет учит мыслить.
В основе технологии ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех стадий: которые направлены на умственные операции связанные с конкретными практическими действиями.
Вызов - осмысление содержания – рефлексия,[/b]
Элементы новизны содержат методические приемы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности.
Все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях и можно интегрировать с любой образовательной деятельностью.
Эти приемы предполагают как индивидуальный вид работы, так и групповой.
Чтобы практически воплотить технологию, необходимо планировать образовательную деятельность, учитывая все три стадии.
А сейчас я вас познакомлю с некоторыми приемами, которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными.
На 1 стадии ВЫЗОВА, на котором происходит актуализация детских знаний наиболее эффективен прием"Перепутанные логические цепочки".и Прием "Дерево предсказаний".
• "Перепутанные логические цепочки". Я вам предлагаю ряд понятий, в котором нарушена логическая последовательность. Ваша задача: выявить ошибку и исправить ее, аргументируя свой выбор.
В этой игре предлагается первое звено цепочки, которое начинается со слова "Чтобы…": например, Чтобы съесть яблоко, нужно сорвать его с дерева. Чтобы сорвать яблоко с дерева, нужно это дерево вырастить. Чтобы вырастить дерево, нужно его посадить… Мы с вами выстроили цепочку, а что же в ней нарушено (сначала нужно семечко от яблока посадить, вырастить дерево, дождаться пока созреют яблоки, а потом их рвать и есть)
Прием "Дерево предсказаний".
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено, и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Сейчас мы с вами вырастим наше дерево предсказаний на тему «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?»
Предположения:
возможно нельзя переедать, аргументы- будет болеть желудок.
вероятно долгое нахождение за компьютером вредно, аргумент- начинаются проблемы с глазами, позвоночником и кровообращения возможно лучший рецепт долголетия фитнес, аргументы- упражнения улучшают состояния мозга, сердца, кожи, улучшают настроение и обмен веществ.
вероятно чаще бывать на свежем воздухе, аргумент- нахождение на свежем воздухе и глубокое дыхание помогают сжигать лишние калории и т. д.
На 2 стадии — «Осмысления» наиболее эффективны приемы «Кубик Блума», «Ромашка Блума» т. к общение людей невозможно без вопросов.
«Кубик Блума» лучше всего использовать в начале занятия, потому что вопросы, которые находятся на каждой гране кубика, дают толчок к анализу своих знаний, поддерживают интерес к получению новой информации.
Ценность приема «Ромашка Блума» в том, что он учит детей слушать и слышать, а также побуждает ребёнка к высказываниям и действиям. Вопросы на лепестках направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой, поэтому этот прием целесообразней всего использовать в конце занятия, для того что бы дети смогли обменяться своим мнением и полученной новой информацией.
Приём «Кубик Блума»
Тема «Спички»
Спички
Похожи на палочки
Деревянные палочки небольшого размера, на конце сера
Выстругивают из отходов дерева одинаковой длины и толщины палочки, один конец которых обмакивают в серу
Используются для того, чтобы зажечь газ, развести костёр, растопить печь и т. д.
Хорошо то, что спички дают тепло, огонь. Плохо то, что спички детям не игрушка, может случиться пожар
На 3 стадии— «Рефлексии» происходит размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок по данной теме, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы. Такой метод как «Фишбоун» (скелет рыбы) на третьей стадии помогает детям самостоятельно сделать выводы, привести сравнения, проанализировать новые знания с имеющимися.
«Фишбоун» схема включает в себя основные четыре блока: голова, хвост, верхние и нижние косточки, а связующим звеном выступает основная кость (хребет)
Голова- проблема, вопрос или тема
Верхние косточки- причины, основные понятия темы
Нижние косточки- факты или пути устранения причин
Хвост – вывод, ответ на поставленный вопрос
Мы сейчас с вами тоже составим нашу рыбку на вопрос «Легко ли совершить подвиг?»
Голова- «Легко ли совершить подвиг?»
Верхние косточки- причины (нужно защищать Родину, хочется жить, герои смелые,
Нижние косточки- факты (мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине)
Хвост- каждый человек может стать героем, если он патриот
По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.
Хотелось бы рассказать об еще одном приеме на этой стадии это «Кластеры» («Гроздья») Суть приема заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.
В работе над кластером «Гроздья» необходимо соблюдать следующие правила:
1. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей.
И я вам предлагаю составить кластер на тему «Ярмарка идей»
Таким образом, подведя итоги можно отметить, что технология развития критического мышления качественно изменяет всех участников образовательного процесса, а кто же является этим участником? (ответ: дети- педагоги- родители) Правильно!
Спасибо за внимание!