Папки-передвижки

Мнемотехника как средство развития фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Михайловна Цыс
Мнемотехника как средство развития фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Метод наглядного моделирования (мнемотехника) помогает старшим дошкольникам с общим недоразвитием речи визуализировать абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними.

Опорные схемы являются попыткой использования зрительной, двигательной, ассоциативной памяти для решения когнитивных задач Исследования в этой области подтверждают, что именно наглядные модели считаются формой выделения и обозначения отношений, которые больше всего доступны старшим дошкольникам с общим недоразвитие в речи(8).

Темочки:

Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя»,представителя другого объекта с определенной целью. Можно создавать и использовать разные модели объекта: образные, знаковые, смешанные,натурные.

Использование наглядного моделирования в коррекционно-развивающем обучении способствует обогащению активного словаря; закреплению навыков словообразования; коррекции звукопроизношения; формированию и совершенствованию умения использовать в речи различные синтаксические конструкции.

Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи не обладают всеми необходимыми сенсорными эталонами в одинаковой степени, у таких детей есть отставание в развитии перцептивных действий, что в свою очередь влияет на успешность называния определенных свойств объектов. Процессвосприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи затруднен, довольно часто фрагментарен и не обобщен. У старших дошкольники с общим недоразвитием речи встречаются затруднения при изучении предметов, определении необходимых свойств, и что наиболее важно–обозначение этих свойств словами(7).

Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи быстро утомляются, у них не наблюдается интерес к непосредственной образовательной деятельности. Применение метода наглядного моделирования представляет огромный интерес и помогает решить данные проблемы. Помимо этого, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, развивает методы работы с памятью.

Несколько этапов методов наглядного моделирования:

1. Освоение и анализ сенсорного материала.

2. Перевод сенсорного материала в знаково-символический язык.

3. Работа с моделью(9).

При использовании метода наглядного моделирования старших дошкольников с общим недоразвитием речи знакомят с графическими способами передачи информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) выступают различные символы, такие как:

-геометрическиефигуры;

-символические изображения предметов (условные обозначения, контуры, пиктограммы);

-планы и условные обозначения, контрастная рамка.

Внедрение метода наглядного моделирования в логопедическую работу помогает решить коррекционно – развивающие, образовательные и воспитательные задачи: помочь в систематизации познавательной информации об окружающем; обогащать словарный запас детей, развивать фразовую речь; учить последовательности, логичности, связности изложения; развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;воспитать у детей потребность в речевом общении; целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь; актуализировать предметный; закреплять обобщающие понятия; упражнять в практическом усвоении навыков построения предложений разнойструктуры с постепенным усложнением.

По мнению Л. А. Венгера модельные формы являются основными средствами познания старших дошкольников с общим недоразвитием речи окружающего мира, рассматривая их как особую форму познавательной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Ученый приходит к выводу, что в развитии мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи существенную роль играет овладение детьми методами наглядного моделирования тех или иных явлений(1).

Л. М. Житникова отмечает, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи с большим успехом используют в процессе запоминания наглядного и словесного материала, таких как: картин,з начков,схем(5).

Е. А. Ефименко вавыделила следующие этапы работы:

1. Ввестипонятие «предмет»наэтомэтапестаршихдошкольниковсобщим недоразвитием речи обучают различению и называнию живые и неживые предметов, подбору соответствующих вопросов к словам: кто это? Или что это? обозначению предметов графически. К примеру:кот–кто это?

«кот»–это слово–предмет.

2. Ввести понятие «действие предмета»старших дошкольников с общим недоразвитием речи обучают подбору определенных действий к предмету, задавая при этом вопросы: что делает? что делают? обозначению действий графически. К примеру: кот сидит– слово «сидит»– действие – чтоделает?сидит.

3. Ввести понятие «признак предмета»старших дошкольников с общим недоразвитием речи обучают называть ряд определений задуманномуслову– предмет, при этом старших дошкольников с общим недоразвитием речи обучают графически обозначать составленные ими словосочетания.

К примеру: пушистый кот сидит–слово «пушистый»–признак–какой? пушистый.

4. Ввести понятие «дополнительное слово»старших дошкольников с общим недоразвитием речи знакомят с графическими схемами предложений, в которых присутствует 4-ое слово – дополнительное. К примеру: пушистый кот сидит рядом–слово «рядом»–дополнительное.

5. Ввести понятие «маленьким словом»старших дошкольников с общим недоразвитием речи обучают называнию и различению на слух слов –предлогов, которые считаются маленькими словами, обозначению данногослова графически. К примеру: пушистый кот сидит на диване – слово «на» –маленькоеслово.

6. Обучение старших дошкольников с общим недоразвитием речи самостоятельному составлению предложений по предметным картинкам по предложенным графическим схемам(4).

Метод наглядного моделирования способствует совершенствованию лексико-грамматических категорий. Для этого проводятся следующие игры и упражнения с использованием схем и моделей:«Полянка родственных слов»,

«Подбери картинку»,«Что за слово?» и др. Вданных играх у детей формируются навыки словообразования и словоизменения,дошкольникиучатсяподбиратьродственныесловасопоройнаусловное обозначение; уточняют пространственные отношения, выраженныепредлогами, учатся составлять предложения с ними, правильно употреблятьпредлогивречи(6).

При составлении простых предложений можно предложить применении игры «Кто пользу приносит?»(домашние животные, воспитатель показывает предметные картины: слева – кто это? справа – изображение тех предметов,которые, связаны с пользой, которой приносит животные. Символ стрелка, обозначает глагол – действие. Затем воспитатель может включить другой символ волнистая линия, который обозначает слово–признак.

Отвечает на вопрос – «какой?» то есть получается схема иллюстрирующаятипбудущихвысказыванийстаршихдошкольниковсобщимнедоразвитиемречи.

Для знакомства старших дошкольников с общим недоразвитием речи с приставками и предлогами применяют карточки – схемы. При этом старшие дошкольники рассматривают сюжетную картинку на тему: «Осень», старшим дошкольникам с общим недоразвитием речи предлагают рассмотретьпредметно-графические схемы, чтобы составить предложения, при этомнужноподобратьнеобходимыйпредлог.

Необходимым условием для развития смысловой стороны речи считается применение упражнений с лексическими значениями. В данных упражнениях очень важно сравнивать разные предметы и объекты, выделять различные общие свойства и функции, для этого используют опорные таблицы. К примеру:сравнение двух животных. Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи должны сравнить животных, при этом составляют предложения с союзом «а». К примеру: «Медведь большое животное, а ежик маленькое».

Актуальность применения мнемотехники в работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи состоит в том, что:

- дети старшего дошкольного возраста с нормой очень пластичны и легко обучаемы, но старшие дошкольники с общим недоразвитием речи быстро утомляются и теряют интерес к непосредственной образовательной деятельности;

- для облегчения и ускорения процесса запоминания материала, развития памяти используется символическая аналогия;

- обучение старших дошкольников с общим недоразвитием речи увидеть главное,систематизировать полученные знания используется графическая аналогия.

Таким образом, внедрение мнемотехники в развитие фразовой речи у старших дошкольников с общимнедоразвитием речи позволит наиболее целенаправленное ее развитие, а также обогатить словарный запас старших дошкольников с общим недоразвитием речи и закрепить навыки словообразования.

Библиографический список

1. Венгер,Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. :Просвещение,2008.–135с.

2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системнымнедоразвитиемречи/В. К. Воробьева. –М. : АСТ:Астрель,2006.–158с.

3. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию/В. П. Глухов//Дефектология. –2015.–№4.

4. Ефименкова,Л. Н. Формирование речи у дошкольников/Л. Н. Ефименкова. –М. :Просвещение,2016.

5. Жукова,Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников :книга для логопеда/Н. С. Жукова,Е. М. Мастюкова,

Т. Б. Филичева. –М. :Просвещение,1990.–238с.

6. Короткова,Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию/Э. П. Короткова. –М. ,2012.–365с.

7. Лира,Т. Л. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей/Т. Л. Лира,Е. И. Мельник. –М. :Содействие,2008.–100с.

8. Методическое наследие. Книга 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Просвещение, 2007. –657с.

9. Малетина, Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР/Н. Малетина,Л. Пономарева//Дошкольное воспитание. –2006.–№8.–С. 64-68.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как средство развития фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 декабря 2024 в 21:28
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как средство развития фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Михайловна Цыс (УИ 747232) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД