Ольга Копытова
Использование сказочных сюжетов в реализации задач музыкально-эстетического цикла «Мир музыкальной сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир музыкальной сказки» - использование сказочных сюжетов в реализации обучающих и воспитательных задач музыкально-эстетического цикла.
Музыкально-эстетическая деятельность ребенка рассматривается как целостная система, в которой все виды музыкальной деятельности направлены на развитие музыкального восприятия, мышления, представлений и фантазий, творческой активности, восприимчивости к красоте музыкального искусства, а через него к красоте человеческих чувств и отношений.
Публикация «Использование сказочных сюжетов в реализации задач музыкально-эстетического цикла „Мир музыкальной сказки“» размещена в разделах
Главное в музыкальном развитии дошкольника — «погрузить» его в разнообразие музыки, научить его «жить» ею. Музыкальное развитие ребенка должно осуществляться естественно и непринужденно. Чтобы сам ребенок мог сказать: «Я буду делать это, потому что хочу, потому что мне это интересно». Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная. Помочь ребенку войти в мир музыки помогает сказка.
Для детей сказка — условно реальный мир. Сказка самая оптимальная форма, которая может увлечь, заинтересовать, активно ввести детей в мир музыки. Сказка понятна и доступна детям. Сказка учит ребенка сопоставить хорошее и плохое, выделить добро и зло. «Если из жизни уходит сказка, действительность блекнет как увядший цветок». Сохранить её свет нам помогают сказочники. «Сказочники – это звезды, превратившиеся в людей».
Если ребенок не только слушает и сопереживает, но ещё и является непосредственным участником происходящего, он получает огромный эмоциональный настрой, который способствует творческому развитию, проявлению его самостоятельности, развитию фантазии, умению мыслить. Музыкальные сказки дают некоторую систематизацию музыкальных впечатлений, полученных из окружающей среды. «Звуки рождаются в природе – в шелесте листьев, щебетании птиц, шуме прибоя. Как услышать музыку утренней зари, сияющего солнца и ночного неба?».
Использование сказочных образов на занятиях реализуется в комплексе с разными видами искусств: изобразительного искусства, театрального действа, театральной импровизации и т. д.
Как использовать сказку?
• Самый простой способ — проиллюстрировать сказку музыкой. Это поможет детям понимать язык музыки – простой и сложный одновременно. Простой – потому что он обращен главным образом к сердцу человека. Если оно распахнуто навстречу прекрасному, то музыка затронет нежные струны души.
• Использование сказки на музыкальном занятии. Занятие развивается по одному сюжету: «В гости к гномам», «Путешествие дождевой капельки», «Осенняя сказка»
• Интегрированные занятия. В это понятие вкладывается умение педагога создать у детей целостную картину мира, опираясь на уже имеющийся у них знания и опыт. Вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства музыки, пластики, поэзии и изобразительного искусства. (Музыка – ИЗО, музыка – развитие речи; музыка – лепка). Работа проводится параллельно: знакомство со сказкой, разбор характеров героев, рисование или лепка сказочных образов, слушание музыки к сказке и разучивание музыкального репертуара, ритмопластики. Разыгрывание сказки по ролям. Коллективная заключительная работа: аппликация, рисование…
• Организация театрализованной деятельности. Самый доступный и желанный для детей вид деятельности, начиная уже со второй младшей группы. Она:
Развивает художественный вкус, творчество и декламационные способности;
Формирует познавательную активность детей и гуманное отношение, вызывает умение сочувствовать, сопереживать, радоваться положительному результату;
Развивает память.
— инсценировки;
— драматизации;
— настольный театр:
— пальчиковый;
— театр миниатюр и т. д.
• Синтез музыки, живописи и литературы. Работа предусматривает проведение специальных занятий по слушанию музыки, в основе которых интеграция различных видов искусства и различных видов деятельности детей. Ознакомление с классической музыкой в сказке:П. И. Чайковский «Щелкунчик» и «Спящая красавица», «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» Н. А. Римского- Корсакова.
• Использование сказочной канвы при подборе развлечений и утренников: «Как волшебное яблоко лягушат и мышат помирило» - осенний праздник для старшей группы; «Снежные пирожки» - новогодний утренник для младшей группы по русской народной сказке «Маша и медведь».
• «Физкультурная сказка» - использование сказочного сюжета при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, зарядки пробуждения, занятий по лечебной и оздоровительной физкультуре: «В гости к тапочкам», «Сказка о любопытном солнечном зайчике», «Карнавал цветов», «Бабушка Зима». Занятие проходит более увлекательно, активно, такое занятие позволяет не только тренировать тело, но и развивает интеллект, формирует у малышей необходимые духовные качества.