Ольга Сильченко
Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника, как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ
Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного общества.
Публикация «Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ» размещена в разделах
Память-процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков - все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т. е. ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности.
Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому-то и способствует мнемотехника.
На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным.
Цель обучения: развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов.
Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.
Основа обучения – развитие творческого познания.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Эта технология используется при реализации задач всех образовательных областей :
• "Речевое развитие",
• "Познавательное развитие",
• "Социально-коммуникативное развитие",
• "Художественно-эстетическое развитие",
• "Физическое развитие".
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Последовательность работы с мнемотаблицами :
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа по заданной теме. чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания).
4 этап. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5 этап. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы : цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная. Можно “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т. д.
Мнемотаблицы используются для :
• обогащения словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественной литературы,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихов.
Начинать следует с мнемодорожки (несколько схематичных рисунков, расположенных линейно). А далее можно переходить конкретно к мнемотаблицам.
В качестве дидактического материала в мнемотехнике также используют коллаж.
Коллаж – лист картона, на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Главная задача коллажа- соединить, т. е. связать, все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.
С помощью коллажа происходит:
* закрепление различных методов запоминания;
*развитие фотографической памяти ребенка;
*расширение словарного запаса, образного восприятия;
*развитие речи.
Виды коллажей:
*развивающий – способствует развитию фантазии, умения соединить в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки;
*обучающий – способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (по грамоте, экологии, природе и т. д.)
Таким образом, использование методов мнемотехники :
• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
• развивает творческое познание детей.