Лучший педагог года

Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ

Ольга Сильченко
Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ
▼ Скачать +Заказ

Мнемотехника, как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ

Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного общества.

Публикация «Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ» размещена в разделах

Память-процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков - все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т. е. ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности.

Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому-то и способствует мнемотехника.

На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным.

Цель обучения: развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов.

Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

Основа обучения – развитие творческого познания.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Эта технология используется при реализации задач всех образовательных областей :

• "Речевое развитие",

• "Познавательное развитие",

• "Социально-коммуникативное развитие",

• "Художественно-эстетическое развитие",

• "Физическое развитие".

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Последовательность работы с мнемотаблицами :

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа по заданной теме. чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания).

4 этап. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5 этап. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы : цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная. Можно “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т. д.

Мнемотаблицы используются для :

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при отгадывании и загадывании загадок,

• при заучивании стихов.

Начинать следует с мнемодорожки (несколько схематичных рисунков, расположенных линейно). А далее можно переходить конкретно к мнемотаблицам.

В качестве дидактического материала в мнемотехнике также используют коллаж.

Коллаж – лист картона, на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Главная задача коллажа- соединить, т. е. связать, все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

С помощью коллажа происходит:

* закрепление различных методов запоминания;

*развитие фотографической памяти ребенка;

*расширение словарного запаса, образного восприятия;

*развитие речи.

Виды коллажей:

*развивающий – способствует развитию фантазии, умения соединить в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки;

*обучающий – способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (по грамоте, экологии, природе и т. д.)

Таким образом, использование методов мнемотехники :

• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

• развивает творческое познание детей.

Публикации по теме:

Мнемотехника как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ТНР Учитель-логопед В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться.

Игра как средство интеграции задач образовательных областей в ДОУ Игра как средство интеграции задач образовательных областей в дошкольном учреждении Успешность в жизни во многом зависит от умения правильно.

Интеграция образовательных областей в совместной деятельности с детьми и родителями в рамках реализации ФГОС Выступление на районном семинаре воспитателей ДОУ по теме: «Интеграция образовательных областей в совместной деятельности с детьми и родителями.

Конспект ОД в ДОУ с учётом принципа интеграции образовательных областей в средней группе «Моё здоровье в моих руках!» Цель: систематизировать и обобщить знания детей о здоровье и здоровом образе жизни. Задачи: Обучающие: совершенствовать навыки пользования.

Музыкальная сказка как средство решения воспитательных и образовательных задач в ДОУ Музыкальная сказка как средство решения воспитательных и образовательных задач в ДОУ Музыкальная сказка как средство решения.

Проект по реализации задач здоровьесбережения детей в ДОУ на тему «Мы весёлые и здоровые» Педагогический проект: «Неделя здоровья» (физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста) Подготовила: воспитатель Малова.

Система оценки деятельности педагогов в ДОУ в ходе реализации задач основной образовательной программы ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает ряд требований к дошкольному образованию, в частности,.

Использование современных образовательных практик как эффективное средство реализации задач ОО «Развитие речи» «Использование современных образовательных практик, как эффективное средство реализации задач образовательной области «Развитие речи» Речь.

Консультация «Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» Цель: повышение профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями в познавательном развитии дошкольников.

Эффективные формы взаимодействия с родителями по реализации образовательных областей ФГОС дошкольного образования Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ
Опубликовано: 11 ноября 2017 в 23:23
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сильченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД