Папки-передвижки

Методы развития творческого воображения и использование ТРИЗ игр в работе с дошкольниками

Анна Блинкова
Методы развития творческого воображения и использование ТРИЗ игр в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ для дошкольников :

- это система как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности,коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Публикация «Методы развития творческого воображения и использование ТРИЗ игр в работе с дошкольниками» размещена в разделах

- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию»

- создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня.

Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.

Девиз тризовцев - "Можно говорить все".

И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям, нужно давать только положительную оценку: "интересно", "необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец" и т. д.

Слайд 2

ТРИЗ сегодня - это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений

ТРИЗ — классическая - направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи при помощи инструментов ТРИЗ.

РТВ — развитие творческого воображения - направлено на управление воображением с целью создания новых образов

ТРТЛ - теория развития творческой личности – направлена на формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку цели и успешного продвижения к ней.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.

Слайд 3

МЕТОД ТРИЗ - РТВ технологии

- метод «мозгового штурма»

- метод «маленьких человечков»

- метод «ассоциаций»

- метод «синектики»

- метод морфологического анализа

- метод каталога

- метод фокальных объектов

- метод эмпатии

- типовые приемы фантазирования

Предлагаю к рассмотрению некоторые методы и приемы данной технологии в работе с детьми.

Слайд 4

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию.

Цель: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

Задачи обучения приемам фантазирования

• Упражнять детей в преобразовании объектов и их частей

• Анализировать волшебные сказки и находить данные преобразования в них.

• Побуждать детей формулировать проблемные ситуации и решать творческие задачи.

• Побуждать детей оценивать данное фантастическое преобразование на уровне «хорошо – плохо».

Слайд 5

Сразу ребенку сложно сочинить свои сказки, придумывать начало или фантастические истории.

Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с помощью волшебников.

Цель волшебников – изменить свойства объекта.

Приё мы волшебства: Что меняется:

увеличение-уменьшение - Размер, части, место, действие, форма

деление-объединение Цвет, размер, части, место, действие, форма

преобразование признаков времени Ускорение, замедление, машина времени (смещение во времени, зеркало времени, обратное время, смешанное время

оживление-окаменение, Вещество, существо, части

специализация-универсализация,

Действие

наоборот Цвет, размер, части, место, действие, форма

Слайд 6

Некоторые задания (игры) с волшебниками:

увеличение-уменьшение

Что бывает сначала большим, а потом маленьким?

Ответ: помидор, свеча, мороженое, воздушный шарик.

А что бывает сначала маленьким, а потом большим?

Ответ: человек, растения, животные, снежный ком.

Продолжи сказку

Выросла репка маленькая-премаленькая….

оживление-окаменение

Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т. д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

(педагоги от каждой команды выходят за дверь)

Игра «Живой цвет».

Остальным, ведущий показывает объект какого-либо цвета, например, зелёного. Команда приглашает вышедшего игрока, которому по очереди с помощью жестов и мимики, телодвижения изображает загаданный цвет. Отгадавший должен предложить решение — назвать цвет. Если не отгадал, то идёт опять за дверь, чтобы вновь отгадывать и т. д.

Слайд 7

деление-объединение

Фукс и капитан Врунгель после кораблекрушения попали на Гавайские острова. Было жарко, и они развесили одежду посушиться, а сами заснули. Проснулись — одежды нет! Только у Врунгеля осталась фуражка, которую он никогда не снимал, а в ней немного денег. Решили они с островов на самолёте лететь. Только вот беда, денег мало. Всего и есть на один билет, на самолёт и на один костюм.

Что делать морякам? Лететь надо вдвоём, а голым никого на борт не пустят.

Игра на классификацию

Каждому игроку педагог выдаёт карточки с изображением машины, дерева, мяча, куклы, гриба, гитары, рыбы, пера, зайца, зонта, крокодила, паутины, часов, звезды, шара, самолёта, радио, дома, девочки и т. д. Потом просит участников объединяться по определённым признакам в определё нных местах:

— Кто живой;

— Кто издаёт звуки;

— Выше стола;

— Сам передвигается;

— Не живой;

— Молчит;

— Не двигается сам;

— Ниже стола;

— Живёт в воде;

— Живёт в воздухе;

— Живёт в городе;

— Съедобный.

Слайд 8

Волшебник Наоборот

(добрый Волк и злая Красная Шапочка);

Два джигита соревнуются,- чей конь последним придёт к финишу. Но дело не идёт, оба стоят на месте. Они обращаются за советом к мудрецу… После этого они поскакали во весь опор. Что мудрец посоветовал джигитам?

Можно рекомендовать любую форму подвижной игры.

Зарядка «Наоборот»

Педагог (родитель) предлагает сделать то или иное движение, а дети должны сделать наоборот (Присесть — привстать, повернуться направо — повернуться налево и т. д.).

В малоподвижной игре использование посредника (мяч, этикетка, игрушка) для передачи эстафеты от одного ребёнка к другому. Тот, у кого находится посредник, должен быстро назвать антоним для слова, названного взрослым.

Слайд 9

Алгоритм работы по методическому пособию "Учим детей фантазировать"

1. Прочитать детям сказку С. Я. Маршака "Сказка о глупом мышонке".

2. Провести беседу с детьми по прочитанному.

3. Рассмотреть и обсудить с детьми возможные варианты развёртывания событий (кошка съела мышонка, мышонок убежал, спрятался и т. д.)

4. Предложить детям один из вариантов развёртывания событий : чтение книги "Как Мышонок подружился с Волшебниками". (чтение стихотворного текста осуществляется по разделам в соответствии с маршрутным листом).

5. Чтение литературных произведений, в которых содержится, прём преобразования, обсуждение прочитанного по выявлению приёма фантазирования.

6. Проведение тренингов, игр.

В книге содержится

картотека игр, тренингов и упражнений с детьми.

картотека литературы для ознакомления детей с приёмами фантазирования

Слайд 10

Метод морфологического анализа.

Цель метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Сейчас я, представлю вам варианты игры с волшебниками с использованием морфологической таблицы.

1. Блинкова А. И. - Путешествие волшебников по морфологической таблице"

2. Фейтулаева Л. М - Матрицы - направленные на формирование звуковой культуры речи и элементарных математических представлений.

Слайд 11

Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).

Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.

Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении). В играх и упражнениях с МЧ развивается мышление ребенка, воображение и фантазия, стимулируется его любознательность.

Бахарева В. Г. познакомит вас с правилами игр с МЧ

1. Игра "Домино"

2. Игра "Задачки"

Слайд 12

Метод фокальных объектов

Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. наделяя объекты не типичными признаками, представлять и объяснять практическое назначение объекта с нетипичными признаками. Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.

Например: стол метеорит

круглый искрящийся

кухонный горячий

пластмассовый стремительный

Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства. Например, машина:

стремительная – быстро едет;

горячая – везет горячий хлеб;

искрящаяся – летающая тарелка;

кухонная – с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т. д.

Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться.

Лесникова И. Ю. познакомит вас с игрой по методу фокальных объектов

Слайд 13

Метод «Синектики» (аналогии)

Синектика – современный метод активизации знаний ребёнка, основанный на применении аналогий.

Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать:

а) Личностная аналогия (эмпатия)

Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

б) Прямая аналогия

основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) Фантастическая аналогия

Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Физ минутка для педагогов

(изобразить пример личностной аналогии)

1. Изобразите будильник, который забыли выключить;

2. Покажите встревоженного кота.

3. Покажи походку человека, которому жмут ботинки;

4. Купающегося в луже воробья

Швецова М. П. Предлагает вам, установить многоступенчатую "Причинно следственную связь"

Кайгородова Е. Ф. предлагает игру "Поезд" Устанавливать взаимосвязи между объектами.

Заключение

Наш семинар подошел к концу. Надеюсь, вы сегодня услышали много полезной информации, и с легкостью начнете применять некоторые методы ТРИЗ в образовательном процессе. !

Главное - не бояться рушить стереотипы преподавания и искать новые подходы.

Конечно, совершенным преподавателем не стать никому, а вот стремиться к этой цели можно постоянно!

Слайд 14

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование расписных камней в работе с дошкольникамиИспользование расписных камней в работе с дошкольниками Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии»Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии» Сегодня хочу поделиться с вами новой интересной публикацией. Может она кому и пригодится в работе. В нашем ОУ годовой задачей на этот год.

Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольникамиИспользование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками Фотоотчёт «Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками».Сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы развития творческого воображения и использование ТРИЗ игр в работе с дошкольниками
Опубликовано: 4 февраля 2021 в 17:20
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы развития творческого воображения и использование ТРИЗ игр в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Анна Блинкова (УИ 22595) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД