Галия Актау
Развивающие технологии: модели организации интеллектуально-познавательной деятельности, методы и приемы
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для экспериментальной деятельности детей в условиях развивающего образования представляется как задание определенной программы действий ребенка по поиску способов для достижения целей. При этом постановка проблемы может задаваться педагогом, а ее решения предлагаться ребенком и включать в себя прогнозы, оценки и последовательность действий. Познавательная деятельность, принимая экспериментально - исследовательский характер, предполагает создание определенных алгоритмов, которые являются для детей ориентирами для коррекции собственной деятельности.
Темочки:
В процессе развивающего обучения важно затронуть ценностно-смысловые ориентации детей. Именно включение ценностно-значимых смыслов деятельности поставит ребенка в позицию активности освоения ценностей человеческой культуры, что и обеспечит развитие его личности. В процессе изменения интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы ребенка происходит включение новых содержательных мотивов его учения и кардинальная перестройка основных механизмов регуляции поведения. Это характеризуется тем, что в его сознании меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестраивание, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельности.
Авторы программы «Детское экспериментирование» И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир предлагают следующие модели организации детской экспериментальной деятельности : учеБно-игровая, коммуникативно-диалоговая, экспериментально- исследовательская.
Учебно-игровая модель.
Цель данной модели состоит в освоении социальных ролей и деятельности, логичности и творчества. Задачей выступает: обеспечение интенсивного усвоения физических понятий, отражающих природные закономерности посредством наблюдений, рассматривания схем и создания мотивации к учению благодаря самостоятельному овладению способами познавательной деятельности, развитию эмоциональной и интеллектуальной рефлексии.
Алгоритм организации учебно-игровой модели :
1. Обучение на конкретной ситуации
2. Имитационное моделирование
3. Состязательность и соревнование
4. Анализ проблемы.
5. Выявление трудностей.
6. Разложение проблемы на частности.
7. Оценка решений, поиск логически обоснованного решения.
Принципы:
1. Ролевое самовыражение
2. Самостоятельность в решении проблем.
Познавательная деятельность приобретает игровую модель за счет постановки учебной цели в художественном образе (страна ДОКОРУПО - ДО КОторой РУкой ПОдать, живущий в ней дедушка Знай, - владелец экспериментальной лаборатории). Тематика каждого занятия имеет игровую конструкцию и игровой сюжет (путешествие в страну ДОКОРУПО, встреча с дедушкой Знаем, который умеет задавать вопросы и давать ответы, показывать фокусы и раскрывать их тайны, путешествия и экскурсии с дедушкой Знаем и проведение опытов и экспериментов в его лаборатории, ответы на письма дедушки Зная и содержащиеся в них вопросы и загадки).
Деятельность завершается обсуждением процесса (последовательность действий, позволивших достичь результата, игровых и реальных взаимодействий детей и педагога, обеспечивших эмоциональный комфорт участникам деятельности. Данное обсуждение включает составление схемы проведенного эксперимента.
Методы и приемы, обеспечивающие реализацию учебно-игровой модели познавательной деятельности :
- экспериментальные игры «Тонет - не тонет», «Хотела галка пить.», «Мыльные
пузыри»,«Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать?» и др. позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей; действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;
- использование энциклопедических данных в разделах «Знаете ли
вы?» и «В мире интересного» повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает
интеллектуальную рефлексию;
- драматизация: ребенок берет на себя то роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить и ответить на вопрос.
Коммуникативно-диалоговая модель.
Цель данной модели познавательной деятельности заключается в развитии у детей самостоятельности и активной позиции в процессе познания физических законов природы на основе включения в разнообразные по содержанию диалоги и коммуникации с субъектом и объектом. Основными задачами выступают развитие способности к самостоятельному поиску новых знаний и самоопределению в позиции и точках зрения на изучаемые объекты, а также развитие способности к раскодировке знаков и символов, содержащихся в схематическом изображении законов и явлений природы, проводимых опытов и экспериментов, развитие основ критического и рефлексивного мышления, дискуссионной культуры детей.
Алгоритм организации коммуникативно-диалоговой модели :
1. Метод обсуждения.
2. Ряд коммуникативных процедур.
3. Распределение ролей.
4. Ознакомление в коммуникации со сведениями.
5. Сосуществование несовпадающих линий.
6. Возможность критиковать.
7. Побуждение к поиску соглашения.
8. Поощрение разных подходов к одному и тому же;
9. Решение задач конкретно - содержательного плана: осознание противоречий, актуализация знаний, творческое переосмысление.
10. Решение задач организационного взаимодействия : распределение ролей, выполнение коллективных задач, согласованность в обсуждении проблем, соблюдение правил и процедур.
11. Педагог предоставляет возможность: подготовиться к коммуникации, пересмотреть цели, выбирать решения, вырабатывать правила, обмениваться целями, выявлять разногласия, актуализировать сведения, дать выход чувствам, распределять функции, использовать разнообразные средства, дать время для размышления, менять ход коммуникации, уточнять, побуждать
Принципы:
1. «Диалог культур».
2. Самоорганизации; обращенность друг к другу.
3. Упорядочивание.
Следуя представленной логике, педагог в начале занятия предоставляет детям информацию, например, о свете, рассказывая, что при определенных условиях можно увидеть различные цвета радуги, «спрятавшиеся» в белом свете. Дети самостоятельно договариваются, как, используя предложенные педагогом приборы, получить цвета спектра. Выбирая различные варианты, они совместно с педагогом определяют проблему, обсуждают ее, анализируют положительные или отрицательные результаты. Критериями оценки детьми правильности выбранных средств и способов достижения цели являются следующие показатели:
- точность в обозначении конечного результата (что хотим получить);
- последовательность описания действий для достижения этой цели;
- доказательность необходимости этих действий; о обоснованность жизнедеятельности человека и природных явлений.
В данной модели познавательной деятельности конечный результат не обсуждается с детьми. Это происходит в процессе его достижения в форме дискуссий и обмена мнениями о выполняемых детьми действиях, которые и обеспечат достижение результата.
В данной форме организации познавательной деятельности используется следующая логика методов :
- проблемные ситуации, например, «Почему вчера снег лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании»; о метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.);
- вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?»
В процессе коммуникаций и информационного обмена большое значение приобретает соотношение речи и мышления, так как ребенок усваивает способ познания и использования культурных речевых эталонов в деловом общении. Именно этот опыт начинает складываться на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Следует отметить, что педагогу следует контролировать, насколько аргументированно ребенок выражает свои мысли в процессе коммуникаций, содержащих речевые эталоны, так как учебная деятельность предполагает переход от спонтанной речи к аргументированности.
Экспериментально-исследовательская модель.
Цель данной модели заключается в развитии способностей ребенка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» как средством познания окружающего мира. Задачами являются развитие мыслительных процессов, мыслительных операций, освоение методов познания (учебных, поисковых, причинно- следственных связей и отношений.
Алгоритм организации экспериментально-исследовательской модели :
1. Вводить понятие.
2. Приводить контрастные примеры.
3. Выделять значимые признаки.
4. Типы заданий: формирование понятий, интерпретация и обобщение; использование понятий.
5. Уровни знаний: понятия, идеи, факты.
6. Привлекает собственный опыт.
7. Организация совместной деятельности детей.
8. Учитывать шаги-этапы: столкновение с проблемой —> сбор данных (фактов) —» характеристика объектов —> связь с явлениями —> условия состояния объекта
свойства экспериментирование —> объяснение —анализ исследования.
9. От неизвестного к известному.
10. Создание новых представлений.
Принципы:
1. Постановка проблемы.
2. Поиск фактов.
3. Поиск идей.
4. Поиск решений.
5. Поиск признаков.
6. Самостоятельность.
7. Альтернативность точек зрения.
8. Столкновение идей.
9. Самостоятельное планирование.
10. Связь правила и примера.
11. Альтернативные интерпретации.
12. Учет фазы цикла обучения: конкретный опыт -> рефлексивное наблюдение —> концептуализация —> экспериментирование.
В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующие методы :
- вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Хотела галка пить.». В какую ситуацию попала галка);
- схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
- вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
- метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
- метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.
Вышеописанные модели экспериментальной деятельности позволяют успешно развивать познавательные способности воспитанников, поддерживать высокую мотивацию, развивать социально-коммуникативные навыки а также формировать первичные навыки учебной деятельности в непринужденно-игровой форме.
.