Наталия Вячеславовна Ставицкая
Консультация для воспитателей «Педагогические методы при организации исследовательской деятельности в разное время года»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические методы при организации исследовательской
деятельности в разное время года.
Аннотация: Данная статья объясняет и раскрывает всю актуальность инновационной педагогической технологии проектно-исследовательского метода и рассказывает, как с его помощью поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям. Данный метод поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуален в наше время.
Ключевые слова: познавательное экспериментирование, формы и методы работы с детьми
Публикация «Консультация для воспитателей „Педагогические методы при организации исследовательской деятельности в разное время года“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В. А. Сухомлинский говорил, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Таким образом, совершенствовать воспитание личности ребёнка невозможно без обогащения его опыта образами природы – полными и яркими
Стремясь сделать благое дело – научить, мы часто не обращаем внимания на природную исследовательскую потребность ребёнка, фактически препятствуем развитию детской любознательности. В итоге учебная деятельность превращается в скучную повинность.
Из вышесказанного следует, что нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего. Это исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребёнка умений и навыков научного поиска.
Методы и приёмы организации экспериментально-исследовательской деятельности
-Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
-Схематическое моделирование опыта.
-Метод, стимулирующий детей к коммуникации «Спроси, что он думает по этому поводу?».
-Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
-Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» .
-Экспериментальные игры.
-Наблюдение природных явлений.
Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать
-Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
-События, специально «смоделированные» воспитателем.
-Воображаемые события.
-Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в группе
С помощью поисково-исследовательской деятельности на прогулке можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобрести опыт исследовательской деятельности, развить восприятие, мышление, речь
Зимой с детьми можно рассмотреть ветки деревьев, найти на них почки. Рассмотреть почки через увеличительное стекло, сравнить их по размеру, показать, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко могут сломаться. Поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не ломать
Вместе с детьми пройтись по снегу, послушать, как он скрипит.
Измерить глубину снега на открытых участках и под деревьями, сравнить результаты. Объяснить детям, почему под деревьями снега больше
Опытным путем проверить, когда снег растает быстрее: если он будет на варежке, на ладошке, или когда на него подышишь.
В уголке природы в группе можно организовать огород на окне, высадить различный материал для наблюдения и опытов – на нём дети учатся элементарным способам ухода за растениями, наблюдают, сравнивают, ставят эксперименты.
Затем весной, работа переносится на участок. Рассаду можно высадить на огород и цветник. Дети наблюдают за ней, ухаживают, проводят поисково-исследовательские действия.
Ранней весной предложить детям найти первые проталины, спросить, почему они образовались именно там. Поискать на проталинах первую весеннюю травку, выяснить почему она не замерзла зимой.
Во время прогулки обратить внимание детей на то, что почки на деревьях стали набухать, т. е. увеличиваться в размерах. Предложить детям осторожно их потрогать понюхать. Спросить у детей, почему почки на деревьях не распускаются зимой. Связать это явление с приходом весны и изменением погоды. Сравнить почки на разных деревьях и сделать вывод: что листья появляются не сразу на всех деревьях. Вместе с детьми поискать первых насекомых, рассмотреть их с помощью увеличительного стекла. Понаблюдать за их поведением
Летом растения, животные большую часть дня находятся в поле зрения ребенка. Более доступными для детей становятся глина, почва, вода, песок, воздух, камни - как материал для исследования. О свойства, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов
В летний период у детей появляется возможность выразить свои чувства через сюжетное строительство, сооружение крупных и сложных построек, строительство по темам знакомых сказок; строительство из «жидкого песка», рисование на песке песком, строительство песочного города; очень хорошо проходят игры с водой, с ветром и так далее. Можно исследовать почву под деревом, на дорожках, покрытой травой, почувствовать запах, ощутить «дыхание» земли; ощутить прикосновение ветра, почувствовать движение через проведение элементарных опытов.
Осенью во время прогулки обратить внимание на опавшие листья, побегать по ним, собрать листья с разных деревьев, сравнить их по форме, окраске, рассмотреть под микроскопом. Поразмышлять с детьми почему листья изменили свой цвет, почему они засохли. Сравнить зеленый лист и сухой, и сделать вывод, в осеннем сухом листочке влаги нет
Обсудить с детьми и то, зачем деревья сбрасывают листву: ведь они такие красивые летом, весной и осенью! Почему так природа не справедлива к деревьям, может, ветер обижает их? А вдруг дерево погибнет без листвы? Оказывается, нет: природа, наоборот, защищает дерево от гибели, и дереву совсем не больно. Сбрасывая листву, оно, как и все люди, звери, птицы готовится к зиме. Осенью становится холоднее, дерево потребляет меньше воды и соответственно в листья тоже поступает воды меньше, они начинают потихоньку увядать.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Список литература:
1. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.» М. :ТЦ Сфера 2004 ст. 58
2. С. Н. Николаева Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. : Педагогическое общество России, 2003 ст. 3-71
3. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – ст. 130
4Н. А. Рыжова Наш дом природа М. : «Карапуз-дидактика» 2005 ст. 138
Ставицкая Наталия Вячеславовна.
Воспитатель МБДОУ д/с№5
Г. Армавир Краснодарский край