Татьяна Петровна Иванова
Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и двигательных способностей детей
Логопедическая ритмика– музыкально-коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями в развитии средствами движения, музыки и речи.
Современная модель логопедической ритмики
Публикация «Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и двигательных способностей детей» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.
Основная цель логоритмики – преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы.
Коррекционные задачи логоритмики :
- преодоление основного речевого нарушения;
- развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- развитие, совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
Средства логопедической ритмики – различные виды упражнений:
- ходьба и маршировка в различных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пение;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- игра на музыкальных инструментах;
- самостоятельная музыкальная деятельность;
- игровая деятельность;
- упражнения для творческого воображения, творческой инициативы.
Почти у всех детей, имеющих речевые проблемы, можно наблюдать различные двигательные расстройства функций артикуляционного аппарата, мимической, ручной и общей моторики, которые выражаются в неточности, слабости движений и быстрой истощаемости.
Моторная недостаточность проявляется не только при выполнении артикуляторных движений, но и при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями. Недостатки ручной моторики проявляются в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений. При этом отмечаются добавочные движения, повторения движений, перестановки, нарушения оптико-пространственных координаций.
Многочисленные исследования физиологов и психологов доказывают, что состояние двигательных функций влияет на осуществление речи. Известно, что мелодика языка является врожденной характеристикой просодии, в которую входят высота, ритм и интенсивность голоса, типичные для каждого национального языка.
Слово является главным средством, которое усиливает действие музыки. Активизируя внимание, пробуждая фантазию, оно раскрывает и делает понятным то, что прошло бы незамеченным, проскользнуло бы, не задев чувства и не оставив след в памяти. Только в соединении со словом музыка приобретает свое воспитательное значение.
Ритмичность – важное свойство любого живого организма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, а также его речевую функцию. Развивающее чувство ритма ребенок начинает активно проявлять и вне восприятия музыки и стихов, сам, совершая ритмические движения, произнося слова в определенном ритме.
Темпоритмические показатели движений у дошкольников далеки от четкого соответствия слышимой музыке, в то же время все дети успешно повторяют ее основной контур. Тренировка движений под музыку существенно влияет на развитие точности восприятия и воспроизведения сначала общих движений, а потом речевых. Речевой ритм имеет физиологическую и психологическую основу. Как элемент звучания, он опирается на ритм дыхания, а как элемент коммуникации ритм соотносится со смыслом высказывания. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием речевых, музыкальных и двигательных способностей детей в доступной для них форме ритмических упражнений и игр.
Период дошкольного детства является наиболее оптимальным для развития чувства ритма, поскольку в этом возрасте достаточно быстро вырабатываются и закрепляются навыки как общих, так и артикуляционных движений. Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций.
Среди всех элементов логоритмики в моей копилке особое место занимают речевые игры и стихотворения с движениями, ритмизация стихов, речевое музицирование. Такие упражнения предполагают развитие координационно – регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода являются переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.
Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности. Кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.
Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.