Татьяна Турчанинова
Логоритмика, как современная образовательная технология, используемая при формировании ритмической деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса
«Логоритмика, как современная образовательная технология, используемая при формировании ритмической деятельности детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: Повышение педагогической компетентности музыкальных руководителей в вопросах формирования ритмической деятельности детей.
Задачи:
Публикация «Логоритмика, как современная образовательная технология, используемая при формировании ритмической деятельности детей» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
1. Систематизировать знания педагогов о возможностях использования логоритмических упражнений в группах детей дошкольного возраста.
2. Обосновать значимость логоритмики в развитии ритма, музыкального слуха, координации и мелкой моторики у детей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувства и слухо-моторной координации.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, буклеты.
Ход мастер - класса.
Музыкальный руководитель:
Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. С помощью занятий логоритмикой, дети усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку.
Воспитательные задачи этих занятий разнообразны : это и музыкальное развитие детей – развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; также воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.
Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей.
Такими средствами являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах : это тексты песен, хороводов, инсценировок на заданную тему, драматизации с пением, команды водящего в подвижных играх.
Звучащий при выполнении заданий ритм служит средством воспитания и развития у детей чувства ритма и включения его в речь. Ритм помогает соединить слово, музыку и движения в специальных комплексных упражнениях. Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, в форме построений и т. п. Содержание и формы драматизации должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей. В младшем дошкольном возрасте ритмы оформляются лёгкими движениями, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагается большее количество ритмических рисунков, которые оформляют в образах животных, птиц, в разных построениях при работе с предметами.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Практическая часть. Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6, и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма, которые используются мною на музыкальных занятиях.
- Речевая игра «Доброе утро» нами используется в начале занятия.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро! Разводят руки в стороны с мягким поклоном.
Доброе утро, - нам шепчут цветки, Соединить ладошки и пальцы рук – «бутон цветка»
Доброе утро, - журчат ручейки, Быстро перебирать пальцами, покачивая кистями рук вправо-влево
Доброе утро, - нам птица поёт, Соединить руки крест-накрест, делая взмахи – «птица летит»
Доброе утро, – скажет нам кот, Показать мягкие «кошачьи лапки»
Доброе утро, - нам скажет пчела, «Машут крылышками»
Доброе утро, как ваши дела? Разводят руки сначала в правую сторону, затем в левую сторону.
Доброе утро солнцу и птицам!
Поочередно выставлять руки вверх с расставленными пальцами – «лучики солнца», руки крест-накрест, делая взмахи – «птицы летят»
Доброе утро улыбчивым лицам Руки полочкой – кладут на них подбородок
И каждый становится
Добрым, доверчивым Отводят правую руку в сторону, отводят левую руку в сторону
Пусть доброе утро
Длится до вечера. Прижимают руки к груди, руки в стороны и вниз.
Музыкальный руководитель:
- Ну как, настроение улучшилось? А как вы думаете, в каком возрасте можно использовать данное упражнение? Вот что может сделать слово!
И я предлагаю вам продолжить развивать наше чувство ритма.
Русская народная прибаутка «Скок – поскок»
Скок-скок, поскок, Хлопают в ладоши
Молодой дроздок, Шлёпают по коленям
По водичку пошел, Хлопают в ладоши
Молодичку нашёл. Шлёпают по коленям
Молодиченька, Ударяют кулачками друг о друга
Невеличенька, Кулачками по бедрам
Сама с вершок Кулачками друг о друга
Голова с горшок. Кулачками по коленям
Молодичка молода, Поочерёдные шлепки ладошками по коленям
Поехала по дрова, Щёлкают пальцами
Зацепилась за пенёк, Шлёпают по коленям
Простояла весь денёк. Щёлкают пальцами
Музыкальный руководитель: Молодичка-то простояла, а пчёлка трудилась. Давайте и мы с ней потрудимся – выполним логоритмическое упражнение «Трудолюбивая пчёлка»
Пчелка трудится весь день Дети руками обрисовывают перед собой круг.
И работать ей не лень. Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.
От цветка летит к цветку, Ритмично взмахивают руками – крылышками.
Клеит на брюшко пыльцу. Совершают круговые движения ладонью по животу.
Хоботком нектар сосёт, Одну руку вытягивают вперёд, затем вниз, наклоняются.
За день много соберёт. «Раскрывают» перед собой все пальцы.
Унесёт нектар тот улей Обрисовывают в воздухе треугольник
И назад вернётся пулей. Резко выбрасывают с вытянутым указательным пальцем вперед
В сотах утрамбует мёд. Топают ногами
Скоро ведь зима придет. Ёжатся
Будет пчелкам чем питаться. Имитируют движения ложкой
Летом надо им стараться! Имитируют накладывание меда в соты
Музыкальный руководитель: По-моему, мы здорово потрудились вместе с пчёлкой и сейчас пришло самое время для выполнения двигательно – пластического упражнения «Весёлый оркестр»
Двигательно-пластическое упражнение «Весёлый оркестр»
Дружно наш оркестр играет,
Всё о музыке он знает. Дети ритмично изображают движения дирижера
Нежно скрипочка играет,
За собой она зовёт. Имитируют игру на скрипке
Трубы громко затрубили, Имитируют игру на трубе
И тарелки в такт забили. Хлопки в ладоши
Следом дудочка дудит, Имитируют пальцами игру на дудочке
И струна гитар звенит. Имитируют игру на гитаре
Барабан вступил, как гром, Имитируют игру палочками на барабане
Всех перекрывает он. Совершают покрывающие движения руками ладонями вниз
Рефлексия. Спасибо, уважаемые коллеги, присаживайтесь на свои места, и я предлагаю вам провести рефлексию. Если вам интересен представленный материал, и Вы будете использовать его в работе, показываете такой жест – большой палец вверх (на слайде). Если вам интересен материал, но его стоит переработать для использования в своей деятельности – указательный палец вверх (на слайде). Если представленный материал не интересен, вы не будете использовать его в работе – большой палец – вниз (на слайде).
Проведение диагностики.
Спасибо за внимание.