Ольга Балотникова
Сказкотерапия как современная технология коррекции и воспитания детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы различные арт-терапевтические технологии : музыкотеропия, изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия и т. п. все больше привлекают к себе внимание значительными перспективами «социального врачевания» детей с ограниченными возможностями здоровья.
Изучив многие инновационные технологии, пришла к выводу,что сказкотерапия является действенным средством коррекции и воспитания детей с О. В. З
Публикация «Сказкотерапия как современная технология коррекции и воспитания детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказкотерапия— это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Она позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, тревожными переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками, которые помогают создавать доверительные отношения между участниками воспитательного процесса.
Сказкотерапия- это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Сегодня сказкотерапия может решать несколько задач:
• развитие речи и корректировка эмоциональных, психических, волевых показателей,развитие крупной и мелкой моторик;
• умение решать проблему, находить выходы из различных ситуаций;
• определение необходимой модели поведения;
• развитие духовного мира.
Существуют определенные требования при организации сказкотерапии :
1. Верная дозировка (пусть ребенок для начала познакомится со сказкой, рассмотрит картинки).
2. Ненавязчивость (при анализе поведения героя, говорят дети, воспитатель контролирует и направляет анализ в верное русло).
3. Прочитайте текст (он должен соответствовать назначенной задачи и возрасту детей).
4. Читайте и играйте (не забывайте инсценировать то, что прочитали, делайте оценки, с помощью интонации выражая своё мнение).
В качестве терапевтического воспитательного материала для дошкольников мы выбрали:
1. Медиативные сказки, характеризующиеся отсутствием злых героев, конфликтов.
2. Обучающие, предоставляющие возможность для развития. Такие сказки могут учить писать, читать, правильно себя вести.
3. Диагностические. Эти истории позволят Вам оценить характерные черты ребенка, благодаря тому, какие сказки он предпочитает.
4. Народные сказки, отвечающие за формирование в ребенке эстетики и нравственных чувств.
5. Психологические. Данный тип сказок позволяет дошкольнику, наряду с главным героем, преодолеть общие опасения и разумно воспринять неудачи.
В работе с детьми мы использовали следующие методы:
1. Рассказ о сказочных героях.
В группу вносится шкатулка (коробочка, в которой находятся изображения сказочных героев, и предлагается детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.
2. Пересказ сказки.
Обращается особое внимание на то, как пересказывает сказку ребенок.
3. Рассказ сказки по кругу.
Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки.
4. Рассказ сказки от лица различных персонажей.
Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации.
5. Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре.
Благодаря этой сказкотерапевтической методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так, как пожелает он сам.
6. Сказка "наизнанку" – придание сказочным героям противоположных черт характера.
7. Инсценирование сказки - драматизация. Инсценирование может быть самым разнообразным: кукольный театр, теневой или пальчиковый театр, ростовые куклы и т. д.
8. Иллюстрирование сказки, когда, рисование и изготовление поделок по мотивам сказки объединяет в совместной деятельности детей и взрослых.
9. Создание собственной сказки.
Пример построения сказки :
Начало. «Жили были…», «В некотором царстве…», - (в этой фазе ребенок знакомится с героями, местностью и так далее.
Кульминационный момент. «И вдруг…», «Однажды…» - (возникновение проблемы, препятствия перед героем).
Развязка (главный герой справляется с задачей, проявляя необходимые качества). Сказка заканчивается на позитивной волне.
Мораль (персонаж выносит урок из произошедшего и его жизнь налаживается).
В заключение отмечу,что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.