наталья разуваева
Развитие музыкальных способностей детей средствами музыкально-ритмической деятельности
Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.
Публикация «Развитие музыкальных способностей детей средствами музыкально-ритмической деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Приобщение детей к музыке идёт различным путём. В сфере музыкально-ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных предложений – упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться её настроением, осознать характер произведения, понять форму, выразительные средства. Музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребёнка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств.
В области музыкально-ритмических движений решаются следующие задачи
1. Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение.
2. Развивать ритмичность движений под музыку.
3. Подводить к выразительному исполнению движений, к совместным и индивидуальным действиям.
Наряду с постановкой воспитательных задач происходит выработка музыкально-ритмических навыков :
• Самостоятельно начинать движения после вступления;
• Самостоятельно изменять движения в зависимости от формы (2 и 3-частной, динамики (громко – тихо, регистра (высокий – низкий);
• Выполнять движения, в общем, для всех темпе, координировать их;
• Двигаться в умеренном, быстром темпе.
Во время разучивания музыкально-ритмических заданий педагог пользуется различными методическими приёмами, учитывая возрастные особенности детей.
Один из важнейших приёмов обучения - целостный наглядно-слуховой показ. Музыка и движения едины. Педагог один (или с ребёнком) может показать разучиваемое движение под музыкальное сопровождение. Правильный показ движений, точные указания помогают ребёнку технически правильно выполнить то или иное движение.
На уроке педагогу необходимо осуществлять индивидуальный подход к детям. Этот приём помогает застенчивого, робкого сделать смелым, уверенным в себе, самоуверенного – более скромным и т. д. Не следует в течение года оставлять ведущим кого-либо одного. Такой ведущий самоуверен, гордится своей привилегией. Другие же при этом теряют чувство уверенности, плохо ориентируются.
Закрепить пройденный материал, усвоить необходимые навыки помогают многократные последовательные повторения.
Некоторые игры и пляски требуют предварительного разучивания отдельных элементов, и разучиваются они в виде упражнений. Педагог должен ясно себе представить последовательность разучивания движений, точно сформулировать конкретное программное содержание для каждого этапа. Музыкальные игры и пляски помогают развить эмоциональность и образованность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и так далее.
Для того, чтобы музыкальная игра, пляска могли выполнять свои воспитательные задачи, нужно научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки.
Большинство движений, на которых построены музыкальные игры и пляски – это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки); они совершенствуются и на уроках ритмики, и на уроках по физкультуре. Так, например, без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на уроках по физкультуре дети не смогут хорошо и выразительно двигаться под бодрую, маршевую музыку. Работа над отражением в ходьбе бодрого, активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движений рук и ног, легкости шага, то есть, непосредственно помогает физкультурной работе. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъемом, поэтому оно благотворно влияет и на физическое развитие детей.
Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления.
Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.
Второе даё т правильные двигательные навыки: ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая); шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, хороводный); поскоков (легкие, энергичные); движение рук (мягкие, энергичные); хлопков в ладоши (тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие «Тарелками»).
Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и так далее.
Естественно, музыкально-ритмическое образование невозможно без верного помощника педагога – концертмейстера, обязательно присутствующего на всех уроках ритмики.
Музыкальное содержание урока - дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда уроков ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы ребенок ни делал, упражнение или танец, необходимо избирать предельно ясные мелодии, особенно на первых порах.
Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, её можно подвергнуть определённой аранжировке, несколько упростив.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях.
Система упражнений, выстроенная по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий, поможет успешному выполнению требований программы.