Астафьева Татьяна
Коррекционно-развивающие игры в коррекции нарушения звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Одновременно с закреплением правильного звукопроизношения необходимо уточнять и расширять словарь, устранять недостатки грамматического строя, развивать фонематическое восприятие. Для этого необходимо вовлечь ребёнка в определенного рода игровые и речевые ситуации, где он - активный участник, способный рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы. Мы предоставляем ребенку широкое поле для фантазии и творчества.
Автоматизация звука Р в рифмованной миниатюре
Вот со звуком «Р» игра,
Нам играть в неё пора:
Виноград, трамвай, топор,
Шар, крапива, помидор,
Публикация «Коррекционно-развивающие игры в коррекции нарушения звукопроизношения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Сковородка, ранец, груша,
Крыша, радуга, каркуша,
Рыба, курочка, тетрадка,
Крот, смородина, кроватка,
Груши, грузовик, петрушка,
Виноград, трамвай, пеструшка.
2. «Слова ходят парами»
Логопед предлагает прослушать пары слов и объяснить, почему эти слова связаны друг с другом - «дружат», «ходят парами». Например: рыба-озеро. После того как все пары слов объяснены, логопед называет по одному из каждой пары, а дети должны вспомнить второе слово.
Ход игры : Объяснить, что если слова «дружат» и «ходят парами», то их запоминать не надо: они сами о себе напоминают. Как только появляется одно слово, то и второе тут же всплывает в памяти
Прослушать объяснение детьми связи слов в каждой паре.
Изменить правила: предложить вспомнить не первое, а второе из пары; вспомнить пары слов самостоятельно. Например, даны слова для автоматизации звука Л в обратном слоге :
дятел-елка (дятел сидит на елке); шкатулка-полка (шкатулка стоит на полке);осел-козел (домашние животные); волк-белка (дикие животные);стол-стул (на стуле сидят за столом);укол-иголка (иголкой можно уколоться);вилка-колбаса (колбасу едят вилкой);скакалка-узел (на скакалке завязан узел);футбол-гол (в футболе забивают гол);фиалка-бутылка (фиалка стоит в бутылке).
3. «Посмотри на меня и запомни слово»
Логопед предлагает детям запомнить 10 слов, используя при этом внешний вид любого человека.
Ход игры : Сравнить внешний вид нескольких человек. Выяснить, что все люди выглядят по-разному, носят разную одежду. Рассказать, что можно запоминать слова, «привязывая» их к внешнему виду, одежде человека.
Например, даны слова для автоматизации звука Р в прямых слогах : ураган,радуга,пирамида,карандаш,рыбка,горох,ручей,комары,макароны,парус.
«Привязываем» слова к внешнему виду человека. Волосы торчат, как будто во время урагана. Прическа - это ураган. Платье разноцветное, как будто радуга. Платье - это радуга.
На платье много пуговиц, как частей у пирамиды. Пуговицы - это пирамида. В карман можно положить карандаш. Карман - это карандаш. На кармане вышивка, как будто плывет рыбка. Вышивка - это рыбка. Поясок висит, как усы у гороха. Поясок – это горох. Юбка переливается, как вода в ручье. Юбка – это ручей. Складок на юбке очень много, как рой комаров. Складки – это комары. Гольфы длинные, как макароны. Гольфы – это макароны. Шнурки на туфлях, как веревки у паруса. Шнурки – это парус.
4. «Проще простого»
Логопед предлагает запомнить слова, используя части тела.
Ход игры : Рассказать, что для запоминания слов можно использовать части тела. Важно объяснить, что для облегчения запоминания части тела надо перечислять в какой-то определенной последовательности (например, сверху вниз, слева направо).
Начать игру, предложив детям пофантазировать, соединяя слово и часть тела.
Например, даны слова для автоматизации звука Р в обратном слоге : самовар, форточка, забор, шарф, мухомор, дырка, кефир,перчатки.
«Привязываем» слова к частям тела человека: у самовара такой же нос, как у человека. Нос – это самовар. Губы открываются, как форточка. Губы – это форточка. Шея высокая, как забор.
Шея – это забор. Шарф лежит на плечах. Плечи – это шарф.
Руки рвут мухомор. Руки – это мухомор. На спине дырка. В живот льется кефир. Живот - это кефир. На ногах много пальцев, как у перчаток. Ноги – это перчатки.
5. «Кот в мешке»
Логопед предлагает детям достать предметы из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет; если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в таком порядке, в каком они доставались из мешка. Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют все эти предметы в нужной последовательности. После придумывания истории все предметы вновь складываются в мешок. Дети на память должны восстановить рассказ и последовательность появления предметов.
Ход игры :
Объяснить выражение «купил кота в мешке».
Начать игру, используя на первом этапе предметы, которые легко узнать на ощупь.
Для автоматизации звука Р можно выбрать следующие предметы: в слогах со стечением согласных- квадрат, круг, грузовик, ведро, груша, кровать, краски, тетрадь, дракон, кружка, пружина, крышка;
в обратных слогах: персик, помидор, морковь, картофель, терка, шерсть, картон, гармошка, веер, перчатки, топор, верблюд;
в прямых слогах: ракета, рукавица, карандаш, ручка, кораблик, барабан, рыбка, корова, кенгуру, горох, баран, жираф, ромашка, перо, макароны, коробка, пирамида, ракушка.
Вариант придуманной истории для запоминания слов со стечением согласных. «Жил-был весёлый Квадрат. Он решил отправится в гости к другу Кругу. Сел в грузовик, взял ведро груш в подарок. Приехал и видит: друг лежит больной в кровати. Чтоб его развеселить, Квадрат нарисовал красками в тетради дракона, принёс больному кружку воды, отремонтировал пружину на двери и закрыл крышкой кастрюлю с супом. От такой заботы друг быстро поправился».
Для автоматизации звука Л можно выбрать следующие предметы: в обратных слогах- стол, стул, елка, козёл, белка, дятел, палка, пенал, скакалка, бутылка, вилка, галстук; в прямых слогах- лопатка, пила, шоколад, лось, лошадь, мыло, ложка, лодочка, юла, луковица, одеколон; в слогах со стечением согласных- яблоко, платок, флажок, пластилин, пластмасса, флакон, клубок, кукла.
6. «Лишние слова»
Логопед предлагает запомнить пять слов. Для этого надо составить рассказ и представить его как мультик на экране. Надо постараться, чтобы этот рассказ был интересным, неожиданным, весёлым.
После того как дети расскажут составленные истории, логопед продолжает игру. Он прочитывает 10 слов, среди которых будет 5 уже знакомых и 5 «лишних». Дети должны, услышав знакомое слово, поднять правую руку, а услышав незнакомое слово, - левую.
Ход игры:
Сообщить первую часть правил игры (составление рассказа, провести эту часть игры - выслушать составленные рассказы.
Объявить вторую часть правил (запоминание слов, довести игру до конца.
Для усложнения можно увеличить количество знакомых и «лишних» слов, ускорить темп чтения, изменить порядок знакомых слов и добавить к ним «лишние», предложить детям вспомнить и назвать основные слова, а затем «лишние».
Например, даны слова для автоматизации звука Р в словах со стечением согласных: простыня, трава, грузди, грач, красавица.
Вариант составленной истории.
«Однажды простыня упала на траву и увидела грузди. Но тут прилетел грач, сорвал их и унёс своей любимой красавице».
Затем предлагается найти знакомые слова среди следующих слов: прутик, грызуны, трава, крыша, простыня, красавица, цифра, грач, дрова, грузди.
7. «Цепочка ассоциаций»
Логопед показывает предметные картинки и предлагает запомнить их, собрав все слова – названия картинок в цепочку ассоциаций. Первый ребёнок придумывает ассоциацию, соединяющую 1-ю и 2-ю картинки; второй ребёнок придумывает ассоциацию, соединяющую 2-ю и 3-ю картинки, и т. д., пока не кончатся все картинки. После того как ассоциации придуманы, надо постараться их вспомнить.
Ход игры:
Объяснить, что такое ассоциация.
(Это слово обозначает связь, нахождение связи между предметами, словами.)
Потренироваться в нахождении связи между любыми двумя словами.
Начать игру: прослушать объяснение детьми связи между словами в каждой паре.
Предложить вспомнить все картинки по придуманным ассоциациям.
Например, даны предметные картинки для автоматизации звука Л в прямых слогах : луч, лужа, малыш, ложка, лук, лоб, тулуп, водолаз, кулак, пила, юла, мыло, голубцы.
Возможный вариант придуманных ассоциаций: луч часто отражается в луже; по луже ходит малыш; малыш ест ложкой; в ложке лежит лук; лук горький, приходится морщить лоб, когда его ешь; лоб холодный, и тулуп носят, когда холодно; тулуп надевает водолаз, чтобы согреться; водолаз машет кулаком; в кулаке много пальцев, и зубьев у пилы много; пила из металла, и юла тоже; юла крутится, и мыло крутится в руках; мыло завернуто в упаковку, и голубцы завернуты в капусту.
8. «Собери цепочку»
Логопед раздает детям одинаковые карточки. На карточках изображены 10 предметов. Предмет, с которого надо начать игру, отмечен любым значком (либо игроки договариваются, с какого предмета начать игру). Надо составить цепочку картинок, соединив их стрелками в любой последовательности. Каждый ребенок строит свою цепочку ассоциаций и запоминает свои картинки. Затем дети уже без карточек восстанавливают свои цепочки, называя слова в последовательности, установленной ими самими. Используя игру на этапе автоматизации звука, надо подбирать картинки, в названиях которых есть нужный звук.