Анна
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Постановка звука [ш].
Цель: научить правильно произносить звук [ш]
Задачи:
Образовательные:
- сформировать кинестетический образ звука [ш] (ощущения положения органов артикуляции);
- научить изолированному произнесению звука [ш].
Коррекционно - развивающие:
- развивать мелкую моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать графо-моторные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать навыки самостоятельности, самоконтроля;
- формировать положительный настрой на коррекционную работу.
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Темочки
Оборудование: зеркало, игрушка змейка, карандаши, лист бумаги с заготовленным заданием для развития графо-моторных навыков, листок в клеточку, медицинский одноразовый шпател, картинки для артикуляционной гимнастики.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- «Здравствуй, (имя ребёнка! Приготовься слушать меня внимательно, не отвлекайся».
2. Сообщение темы занятия.
- «Сегодня к нам на занятие собирается прийти гость. Но кто это, ты узнаешь чуть позже».
3. Артикуляционная гимнастика.
- «Прежде чем встретить нашего гостя, нужно хорошенько размяться, сделать гимнастику». Упражнения: «Улыбка», «Заборчик»,
«Колечко», «Лопата», «Подуй на язычок», «Чашечка», «Спрячь язычок за верхние зубки».
3. Постановка звука [ш] от звука [с] (механический способ).
- «К нам на занятие пришла змейка (выставляет игрушку). Она очень любит шипеть. Давай покажем, как она это делает. Чтобы змейка зашипела, ей нужно посвистеть: с-с-с. Губы в улыбке, видны верхние и нижние зубки. В это время ты лопаточкой приподними язычок и послушай змейку (пока ребёнок тянет звук [с] логопед шпателем продвигает кончик языка вглубь, пока не послышится [ш])».
Чтобы вышел полноценный [ш] нажимаем пальцами на щёки ребёнка.
- «Слышишь, как шипит змея».
4. Анализ артикуляции.
- «Что делают наши губы, когда шипит змейка»? Губы выдвигаются вперед, они похожи на колечко.
- «А что делает наш язычок»? Язык поднимается к небу, за верхние зубы.
- «Какой воздух теплый или холодный выходит изо рта»? (ладошку ребёнка ко рту и проверяем).
5. Развитие фонематического слуха.
- «Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и спряталась. Давай ее поищем. Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что змейка шипит: ш-ш-ш, лови её хлопком».
Слова: сорока, шина, морж, фасоль, кошка, холодец, мышонок, подснежник, ландыш.
- «Давай еще раз покажем, как шипит змейка (постановка звука [ш] от звука [с] механическим способом)».
6. Развитие мелкой моторики.
- «А теперь разомнём наши пальчики. Повторяй за мной».
Ребёнок сжимает пальцы обеих рук. На первую строчку - большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу, а на вторую строчку по столу двигаются указательные пальчики, на третью - движение по столу средних пальцев в быстром темпе, на четвертую - медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола, на пятую - двигаются мизинцы, а на шестую - хлопок обоими кулаками по поверхности стола.
Пошли пальчики гулять,
А вторые - догонять.
Третьи пальчики - бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
7. Развитие графо-моторных навыков.
- «А сейчас мы с тобой отправимся на прогулку вместе со змейкой. Змейка рисует узоры на песке и шипит: «Ш-ш-ш». Сначала проведи по линиям пальчиком, а потом карандашом [cм. зад. 1].
. Не забывай шипеть, как змейка (ребёнок пробует самостоятельно)».
- «Молодец! Раскрась змейку яркими цветами, чтобы она не заскучала на нашем занятии».
- «А теперь попробуй самостоятельно нарисовать узор, как змейка только на листочке в клеточку. Приготовься слушать внимательно [cм. зад. 2]».
8. Итог занятия.
- «Сегодня на занятии ты учился правильно шипеть и показал змейке, как хорошо уже это у тебя получается»!