Степанян С Ж
Консультация для родителей «Часто ли лжет ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Не правда ли, всех нас, уважаемые родители, нередко беспокоит, возмущает,
приводит в растерянность, а иногда смешит и веселит детская ложь? Как
реагировать на подобный факт? Наказать реб нка, который только что соврал?
Очередной раз объяснить ему, что ложь – это признак слабости, трусости и
прочих негативных качеств в человеке? Или посмеяться вместе с малышом, не
скрывая того, что выдумка его обнаружена?
Между тем одна из главных причин лжи маленького человека – его недоверие к
взрослым. Реб нок лж т, потому что боится – вдруг мы накажем его за какой –
Темочки:
либо часто случайный, нечаянный, но, очевидно, запрещ нный нами поступок.
Этот страх не появляется в душе реб нка беспричинно. В н м виноваты мы,
взрослые.
Не слишком ли мы скоры на расправу с малышом? (Подумаешь, мол, несколько
шлепков! Физически на здоровье реб нка это не отразится…
Зато он в следующий раз побоится совершить запрещ нный поступок.)
Никакое самое «безболезненное» физическое наказание не является
положительным методом в воспитании. Нельзя растить в человеке страх.
Подобные меры воздействия развивают в детях чувство унижения, неравенства,
зависимости.
Боязнь наказания очень часто не останавливает реб нка перед очередным
запретом. Лишь заставляет его учиться изворачиваться, обманывая взрослых.
И, может быть, тут очень стоит нам, взрослым, ещ и ещ раз строже оглянуться
на себя? Не слишком ли мы часто произносим «нельзя»? Забывая порой то, что
реб нок для своего естественно-нормального развития должен быть
любопытным, любознательным, подвижным, непоседливым. Он должен во вс м,
везде, всегда исследовать и экспериментировать, открывая мир, в который
входит.
Вторая причина детской лжи – это желание малыша самоутвердиться. Это
болезненное желание порой тоже развивается в реб нке из-за
антипедагогического отношения к нему взрослых. Мы иногда позволяем себе
смеяться над слабостью, нерешительностью, страхами детей.
Делаем иронические замечания малышу (Какой же ты трусишка! Какой ты
слабый, сравниваем его с более достойным в каких-то отношениях реб нком,
таким образом унижая личное достоинство маленького человека.
В подобном случае, не имея других возможностей оказаться сильнее, вежливее,
чем другие (отмеченные этими положительными качествами) люди, малыш
приписывает себе все недостающие достоинства, выдумывая их. И вот уже он
придумывает – сочиняет ситуации, в которых якобы проявились его удивительно
замечательные героические черты.
Коли такое вдруг случится, нам, взрослым, наверное, не нужно обличать реб нка
во лжи. Разумеется, постараться развить в н м желаемые качества. Вооружась
любовью и терпением, мы, видимо, должны чаще хвалить нашего маленького за
все его хорошие поступки, не оставлять незамеченным каждое его старание. Не
бояться придумывать вместе с малышом сказочные истории, в которых он
сильный, смелый, необыкновенный. А при возможности постараться помочь
реб нку, дабы он обр л веру в себя, в свои возможности и силы.
Ещ один вариант детской лжи – неловкое старание реб нка выставить своих
близких, родителей, родственников, друзей в более ярком и достойном виде.
Может быть, иногда недаром наши дети пытаются придумать для нас, взрослых,
другую жизнь, другие отношения, другие поступки и характеры? Может быть,
нам стоит внимательнее прислушаться к этой детской лжи? Чтобы разглядеть в
ней истину. И в данном случае, наверное, нам нужно начать перевоспитывать
детей, а самих себя? Или, если по малости лет и недопониманию наши дочери и
сыновья неправильно оценили какие-то наши поступки, спокойно побеседовать с
малышом. Объяснить ему, что и как надо в данном случае понимать.
И третий вариант детской лжи – это откровенная игра, фантазирование на
заданную тему и без всякой темы.
Значит, у реб нка живой и любознательный ум, необходимо поощрять и
развивать в н м эту замечательную способность чтением книг, посещением
театра, совместными выдумками и играми. Ну, а если сами мы давным – давно
разучились выдумывать и фантазировать, прид тся срочно развивать в себе это
полезное качество. Оно не только приблизит нас к нашим любимым сыновьям и
дочкам, но и поможет яснее, глубже, серь знее понять ту «прекраснейшую
ложь», ту мудрость (рожд нную порой из озорства, из чувства юмора, из долгих
наблюдений над жизнью, которая ложится в основу всякого искусства.