Ирина Родионова
Игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно-произносимые звуки. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Затем усложните упражнение: во время выдоха язык пусть лежит на верхней губе.
Публикация «Игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2015
Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению. А чтобы детям всегда было интересно, создаю разнообразные пособия. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них. После того, как ребенок хорошо усвоит правила вдоха и выдоха, усложняю задания. Эти задания способствуют развитию мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.
Пособие «Лишние яблочки».
На картинке яблоня с яблоками. Отдельно мелкие яблочки. Предлагаю ребенку разложить на дереве яблочки, а еще закрыть яблоки, которые уже есть на яблоне. Затем попробовать сдуть лишние яблоки. Уже то, что ребенок сам раскладывает яблоки, а затем пытается все их сдуть, вызывает у него положительные эмоции и желание повторить снова.
Пособие «Ну-ка зеркало скажи».
Предметная картинка «зеркало», разрезные кусочки зеркала, предметные картинки. Первоначально логопед кладет на середину зеркала картинку, затем закрывает ее кусочками разрезного зеркала. Ребенок не должен этого видеть. Перед упражнением педагог загадывает ребенку загадку. А он говорит ему ответ. Затем логопед предлагает проверить, правильно ли он угадал, а для этого нужно сдуть кусочки зеркала. После того, как ребенок сдул кусочки, на зеркале видит картинку. Это один из вариантов. Далее ребенок сам выкладывает любую картинку, закрывает ее кусочками зеркала для следующего ребенка.
Второй вариант. Это когда на зеркало логопед кладет картинку, которую надо будет раскрасить. Это тоже вызывает эмоциональный отклик у ребенка, так как он не знает, какая там картинка. И всегда с интересом это ждет.
Третий вариант. Это когда дети знакомятся с буквами. Логопед может загадать загадку или прочитать стихотворение на эту букву, а ребенок отгадывает, а затем проверяет свой ответ. После того, как сдует кусочки зеркала. Если это цветные картинки, то можно дать задание придумать слова на эту букву. А если это картинки-раскраски, то ребенку предлагают раскрасить эту букву и приклеить в тетрадку.
Четвертый вариант. Логопед может использовать это пособие, когда проходят определенную лексическую тему, используя картинки. (Например «Транспорт», «Игрушки», «Овощи» и др.)