МААМ-картинки

Коррекция речевого дыхания у дошкольников 4–5 лет с 1–2 уровнем речевого развития (из опыта работы)

Марина Иванова
Коррекция речевого дыхания у дошкольников 4–5 лет с 1–2 уровнем речевого развития (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время большое внимание уделяется раннему началу коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. У дошкольников 4-5 лет логопед чаще всего диагностирует общее недоразвитие речи 1-2 уровня или 1-2 уровень речевого развития.

1 уровень речевого развития характеризуется практически полным отсутствием общеупотребительной речи.

Публикация «Коррекция речевого дыхания у дошкольников 4–5 лет с 1–2 уровнем речевого развития (из опыта работы)» размещена в разделах

У детей со 2 уровнем речевого развития в речевой картине отмечаются грубые нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов, нарушения словообразования и т. д.

Одним из проявлений речевого недоразвития являются нарушения дыхательной и речевой функций. Физиологическое дыхание детей с речевой патологией поверхностное, верхнереберного типа, ритм легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Перед началом речи отмечается недостаточный объем вдоха, а выдох, как правило, укороченный.

Как известно, дыхание – это основа внешней (произносительной) речи. От правильного дыхания зависит не только чистота голоса, его тональные оттенки, но и непосредственное формирование речевых звуков. Поэтому дошкольникам с нарушениями речи необходимо развивать физиологическое дыхание, формируя его груднобрюшной тип, а также, в дальнейшем, непосредственно речевое дыхание.

Как показывает практика, дети при поступлении в логопедическую группу зачастую негативно реагируют на любые виды заданий, так как не испытывают уверенности в своих силах. Таким образом, появляется необходимость создания иной мотивации. Самым распространенным и эффективным приемом здесь является сказкотерапия. Ребенку предлагается послушать и посмотреть сказку о Ветерке: «Жил-был Ветерок. Он очень любил летать везде и шалить (взрослый дует в разные стороны на предметы, демонстрируя движение ветерка, можно сдуть что-то на пол или перевернуть - «шалость»). У него была любимая пещера, где он изредка отдыхал (взрослый делает вдох, показывая таким образом, что ветерок в пещере-лёгких). У Ветерка было много друзей, один из них прячется в твоей пещере, давай посмотрим, как он умеет летать и шалить (ребенок при желании может повторить действия взрослого)». Этот прием позволяет также использовать собственные знания малыша, например, ребенок может предложить дать Ветерку для игры мыльные пузыри, воздушный шарик, игрушку-флюгер и другие предметы.

Учитывая возраст дошкольников (4-5 лет, не менее актуальной является и игровая мотивация. Она хорошо вписывается в тематическое планирование работы. Например, при изучении темы «Игрушки» логопед предлагает поиграть в игры «Качели» (покачать любимую игрушку на животе, поднимая его на выдохе, «Незнайка» (на вдохе подтягивать плечи к ушам, на выдохе – опускать, произнося «Эх!») и другие.

Также с удовольствием дети реагируют на соревновательную мотивацию. Например, «Кто дальше сдует осенний листок?» или «Кто надует больше шар?», или «Кто угадает фрукт по запаху?» и т. д.

Любые навыки быстрее формируются, когда работа ведется в системе, поэтому не стоит пренебрегать привлечением родителей к участию в коррекционном процессе. В начале учебного года целесообразно провести семинар-практикум «О правильном дыхании», на котором продемонстрировать приемы развития дыхательной функции дошкольников. Практические задания лучше выполнить совместно с детьми. Это поможет избавить детей от комплексов собственного несовершенства, упомянутых ранее. Например, при отработке правильного типа дыхания дети и родители могут осуществлять взаимный контроль, положив ладони на живот друг другу.

Планирование и методическое обеспечение коррекционной работы по развитию дыхания в соответствии с ФГОС достаточно полно отражено в Примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Нищевой Н. В. Программа и методические материалы к ней позволяют даже начинающему специалисту правильно организовать пространство логопедического кабинета и группового помещения с учетом возрастных особенностей детей и тематического планирования.

Организуя работу по коррекции дыхания с учетом предложенных особенностей, логопед создает устойчивую платформу для дальнейшего формирования чистой речи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М. :ТЦ Сфера, 2011 г.

2. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте : методическое пособие/ сост. Кондратенко И. Ю. – М. : Айрис-пресс, 2005 г.

3. Нищева Н. В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - СПб. : Детство-Пресс, 2015 г.

4. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб. : Детство-Пресс, 2013 г.

5. Леонова С. В. Игротека речевых игр. Выпуск 12. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М. : Гном и Д, 2011 г.

Публикации по теме:

Дидактические пособия для развития речевого дыхания своими рукамиДидактические пособия для развития речевого дыхания своими руками Уважаемые коллеги!Я хочу предложить вам дидактические пособия сделанные своими руками для развития речевого дыхания. Пособия используются.

Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево»Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево» Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное.

Игра для развития речевого дыхания «Быстрый кораблик»Игра для развития речевого дыхания «Быстрый кораблик» Многие знают, что хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Упражнения по развитию дыхания.

Игра для развития речевого дыханияИгра для развития речевого дыхания Хочу предложить вашему вниманию, дидактическую игру на развитие речевого дыхания. Не секрет, что наши дети стали хуже говорить. Правильное.

Игры для развития речевого дыхания (младший дошкольный возраст)Игры для развития речевого дыхания (младший дошкольный возраст) Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого.

Игры на развития речевого дыханияИгры на развития речевого дыхания Игры на развитие речевого дыхания В последнее время появилось много детей страдающих нарушением речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха.

Мастер-класс для развития речевого дыхания (снежинка или кружевная юбочка для матрёшки)Мастер-класс для развития речевого дыхания (снежинка или кружевная юбочка для матрёшки) Решила представить вашему вниманию мастер-класс для развития речевого дыхания. Для этого проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков.

Методические пособия для развития речевого дыханияМетодические пособия для развития речевого дыхания Известно, что дыхание – одна из самых важных функций организма. Дыхание бывает двух видов: • физиологическое – это наше обычное дыхание,.

Сказочные пособия для развития речевого дыханияСказочные пособия для развития речевого дыхания Пополнение и обновление предметно-пространственной среды в группах ДОУ -процесс, требующий творчества, выдумки, фантазии, и, конечно же,.

Статья «Коррекция раннего речевого развития» Необходимость статьи назрела в процессе моей логопедической практики с детьми 3-4 лет. Ко мне обращались родители с различными нарушениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция речевого дыхания у дошкольников 4–5 лет с 1–2 уровнем речевого развития (из опыта работы)
Опубликовано: 11 октября 2015 в 20:02
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция речевого дыхания у дошкольников 4–5 лет с 1–2 уровнем речевого развития (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Марина Иванова (УИ 184284) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД