Светлана Соболева
Конспект занятия по речевому развитию с применением системно-деятельностного подхода в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию с применением системно-деятельностного подхода в старшей группе
Тема:Пересказывание стихотворения Б. Заходера «Собачкины огорчения».
Цель:Создать условия для формирования способов действия добычи знаний для пересказывания стихотворения Б. Заходера «Собачкины огорчения».
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с поэтическим наследием русского поэта Б. Заходера. Подуждать детей понимать юмористический характер литературного текста. Учить запоминать стихотворное произведение Б. Заходера «Собачкины огорчения» с опорой на мнемотаблицу.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию с применением системно-деятельностного подхода в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, поддерживать диалог.
Продолжать учить лепить из соленого теста.
Корректировать устную речь посредством беседы.
Развивающие :
Развивать слуховое восприятие и интонационную выразительность литературного текста.
Развивать умение выразительно пересказывать стихотворение.
Развивать фантазию и словесное творчество.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к художественной литературе.
Воспитывать любовь к животным, желание проявлять заботу о них.
Воспитывать положительное отношение к занятиям.
Оборудование:
Портрет Б. Заходера, магнитная доска, сюжетные картинки к содержанию произведения. Мнемотаблицы «Пересказ стихотворения Б. Заходера «Собачкины огорчения», «Чистоговорки», схема- карта, инерактивный стол, листы бумаги, карандаши, соленое тесто, формочки для лепки, доска, скалки, салфетки.
Предварительная работа:
Чтение произведений зарубежных и русских поэтов, воспевающих заботу и любовь о домашних питомцах. Рассматривание фотографий любимых питомцев. Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики, загадывание загадок, составление описательных рассказов.
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию
(Дети стоят в кругу)
Воспитатель: Добрый день, ребята! У меня замечательное настроение, я очень рада видеть вас, ваши красивые глаза! Мне хочется своим настроением поделиться с вами. Для того, чтобы нам настроиться на работу, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения путём прикосновения к ладошке соседа и пожелав ему удачи на занятии.
2. Актуализация знаний
Воспитатель:
-Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с творчеством Б. Заходера. (Показывает портрет поэта).
Б. Заходер- русский поэт, детский писатель, переводчик. Он написал и перевел с других языков для детей много интересных, юмористических произведений. Это шуточные стихотворения, сказки, песенки. Все его произведения очень любят дети и восхищаются ими. Давайте пройдем, сядем на стульчики и послушаем стихотворное произведение, которое называется «Собачкины огорчения».(Воспитатель читает стихотворение и по ходу рассказа выкладывает сюжетные картинки на магнитную доску).
Воспитатель:
-Понравилась вам история, которую описал в своем стихотворении Б. Заходер (ответы детей)
-Где же происходят действия с собачкой? (ответы детей)
-Как вы думаете, собачка в стихотворении Б. Заходера большая или щенок?
-Что можно сказать о людях и щенке, какие они? (ответы детей)
-Какие огорчения выпали на долю собачки в стихотворении Б. Заходера? (ответы детей)
-Когда закончатся огорчения собачки в стихотворении «Собачкины огорчения?»(ответы детей)
Воспитатель:
-Ребята, давайте немного отдохнем. Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали
И на месте побежали.
3. Затруднение ситуации.
(На столах лежат приготовленные листы бумаги и карандаши).
Воспитатель:
-Ребята, я прочитаю стихотворение еще раз, а вы внимательно слушайте и запоминайте. Потом вы сами постараетесь нарисовать мнемотаблицу к этому стихотворению. (Педагог читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу).
4. Открытие нового знания
-Ребята, давайте встанем, возьмем стульчики и сядем за столы для выполнения задания. (Как дети нарисуют мнемотаблицу, воспитатель вызывает детей для пересказа стихотворения с опорой на свою мнемотаблицу).
Молодцы, ребята, хороший пересказ составили про собачку. А сейчас давайте проговорим чистоговорки. (Педагог вешает мнемотаблицу «Чистоговорки». По окончании речевого упражнения воспитатель дает оценку детям).
Воспитатель:
-Ребята, давайте с вами поиграем в необычную игру. (Дети и педагог садятся на ковер).
Развивающая игра «Составь свой рассказ»
Воспитатель:
-Ребята, предлагаю вам побыть юными писателями. Для этого вы будете сочинять свой рассказ про собачку. Сюжет может быть разным, кому как захочется. Это может быть рассказ про большую собаку, которая охраняет хозяйский дом. Она верная и служит хозяину. А может это рассказ про комнатную собачку, всеобщую любимицу. (воспитатель выслушивает ответы детей).
Воспитатель:
-Какие интересные рассказы у вас получились! Вам понравились? Чей рассказ вам больше понравился? Почему (ответы детей).
Воспитатель:
-Ребята, давайте встанем и подойдем к столам.
5. Включение новых знаний в систему знаний
-Ребята, у меня для вас есть сюрприз! А чтобы узнать, нужно разгадать загадку.
Воспитатель:
-Моря есть - плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это? (карта).
Правильно, карта. Только карта эта необычная, маршрутная. Нам с вами предстоит рассмотреть ее и изучить. Изучив карту, мы узнаем, какой сюрприз нас ожидает! ( педагог помогает детям наводящими вопросами: «Как вы думаете?», «Кто скажет иначе?», «Кто расскажет подробнее? и т. д.»
(
осле обсуждений по карте выходим из группы, проходим приемную и по коридору идем в интерактивную комнату.)
Воспитатель:
-Вот мы и нашли место, куда нас привела маршрутная карта. А сюрприз –это развивающая игра «Четвертый лишний"
-Подойдите к интерактивному столу и слушайте правила игры.
-Молодцы, все справились с заданиями.
-Теперь нам пора возвращаться в группу.
(на столах лежит приготовленное соленое тесто, доски для лепки, скалки, салфетки).
-Ребята, сегодня мы с вами хорошо поработали. Скажите мне, пожалуйста, как же мы можем порадовать и отблагодарить собачку из стихотворения Б. Заходера? (угостить печеньем).
-Давайте сядем за столы и изготовим угощенье для собачки. Возьмем скалки в руки и раскатаем тесто, затем формочками вырежем печенье. (педагог демонстрирует показ).
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-304183-1457815242.jpg[/IMG]
-Какие вы молодцы! Собачка будет в восторге от таких вкусных угощений!
7. Рефлексия.
Воспитатель:
-Что нового вы узнали на занятии? (ответы детей)
-Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)
-Чему новому научились? (ответы детей)
- Ребята, пожалуйста, приведите в порядок, свое рабочее место. Дежурные уберут формочки, скалки и доски.
Занятие окончено. Молодцы! Спасибо всем за старание!