Получи документы

Изобразительная деятельность как ведущая дисциплина эстетического воспитания и художественного развития детей

Суркова И А
Изобразительная деятельность как ведущая дисциплина эстетического воспитания и художественного развития детей
▼ Скачать + Заказать документы

«Изобразительная деятельность - как ведущая дисциплина эстетического воспитания и художественного развития детей дошкольного возраста»

Публикация «Изобразительная деятельность как ведущая дисциплина эстетического воспитания и художественного развития детей» размещена в разделах

Аннотация - статья посвящена «Изобразительной деятельности - как ведущей дисциплины эстетического воспитания и художественного развития детей дошкольного возраста». Актуальным в статье является решение задач развития детей разных возрастных категорий в образовательном учреждении через организацию изобразительной деятельности, которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, её творческих способностей, инициативности, самостоятельности, формирования жизненных установок и эстетического воспитания.

Образование сегодня обращается к культуре, духовности, искусству как к доминанте гармоничного развития человека. Культура воспринимается как важнейший фактор духовного обновления общества в целом и отдел-ьной личности. В нашей ДШИ г. Строитель в 2009 году было открыто отделение раннего эстетического развития для детей,родители, которых желают уже с самых ранних лет приобщить своего ребенка к миру прекрасного. Учебные программы отделения раннего эстетического развития детей нацелены на формирование художественных способностей детей, где незаменимым фундаментом дошкольника является развитие его потенциала, как в области музыки, танца, пения, так и в области изобразительного искусства. Для развития способностей в области искусств ранний возраст является решающим. Подготовка, полученная ребенком в дошкольный период помогает успешно развиваться и быть более отзывчивыми и духовно развитыми. Художественное образование детей дошкольного возраста должно быть направлено на формирование эстетического отношения к действительности, на развитие художественно - творческих способностей, на ознакомление детей с универсальным языком искусства – средствами художественной выразительности. При формировании образного мышления ребёнка дошкольного возраста важно раскрыть его творческий потенциал, который впоследствии станет основой для развития творческой одарённости. Стимулятором этого развития выступает художественное образование. В художественном образовании детей центральное место отводится способности к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образ (в рисунке, лепке, аппликации, который отличается оригинальностью, вариативностью и гибкостью. В разных видах изобразительной деятельности педагог решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями. Это определяется ростом физических возможностей ребенка, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменение психологической позиции и ощущение старших дошкольников взрослости, желание проявить свою индивидуальность.

Изобразительная деятельность очень важна для детей, даже не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. Через изобразительную деятельность идёт интенсивное развитие эстетического мировосприятия, развитие интеллекта, нравственности, способности к творчеству. Все дети, которые занимаются художественной деятельностью, по другому относятся к окружающему миру. Дети более эмоционально способны чувствовать красоту природы, они более чутки в человеческих отношениях. Старайтесь больше проводить время со своим малышом. Больше рисуйте, лепите с ребёнком!

Необходимо поддерживать своего ребёнка в рисовании даже элементарных на ваш взгляд «каракуль» на листке бумаги. Можно увидеть в этих «каракулях» солнышко или какого-нибудь цыплёнка. Родителям я советую поддерживать любую инициативу. А вот ребёнок взял кусочек пластилина и слепил уже что-то, напоминающее мяч.

Обыграйте этот момент со своим чадом. Вместе с ним удивляйтесь и радуйтесь! Поощряйте стремление что-то самому слепить из пластилина или нарисовать на листке бумаги, ведь это развивает воображение, закрепляет у ребёнка интерес к деятельности.

Изобразительная деятельность связана с эстетическим деятельностью.

Эстетическая деятельность – это духовно-практическая, эмоционально рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью – гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование Я концепции творца.

Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира.

Этапы эмоционального развития :

Ребенок 3-4лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не по образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (например выбрал «такую открытку, потому что такой еще нет», потому что «яблоко вкусное»)

Ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине, как красивый цвет, цветовое сочетание изображенных предметов и явлений, реже форму и композиционные приемы.

Дети 6 лет поднимаются до способностей воспринимать большее, чем заложено во внешних признаках изображаемого предмета. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно - прикладного искусства в эстетической деятельности. В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - это художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщенными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах изобразительной деятельности.

Художественная деятельность – это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одарённости ребёнка посредством искусства. В процессе изобразительной деятельности создаются условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

Задачи художественно-творческого развития детей 4 лет

- Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».

- Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семеновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно - обобщенной трактовки художественных образов.

-Проводить уроки в игровой форме с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения.

- Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки.

- Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве;

- побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей :

- отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.

- продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные, создавая тем самым выразительные образы;

- продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;

- переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

Задачи художественно-творческого развития детей 5 лет. Особенности этого возраста обусловливают также необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребенку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие.

- Поддерживать интерес детей к народному - декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семеновская или полхов-майданская матрешка);

- расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы;

- обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве (вещи, созданные руками народных умельцев, мебель, посуда, одежда, игрушки, и т. п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект;

- поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало;

- учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный);

- знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги :

- развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке);

- сочетать различные техники изобразительной деятельности (рисунок, аппликация, (например, сюжеты «Наш огород», «Наш аквариум»).

- поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура»;

- проводить коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики»), учить согласовывать свои действия с действиями других более старших детей (под руководством взрослого);

- консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.

- проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.

- Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

Задачи художественно-творческого развития детей 6 лет

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания более сложного оригинального образа (композиции) простыми изобразительно- выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры. Исходя из этого, учитель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач.

- Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, скульптура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок;

- обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении. Это вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т. д, учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект;

- поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало;

- обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с

задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов);

- учить детей грамотно отбирать содержание рисунка. Например, населять лес животными, птицами и водоем; пустыню соответствующими обитателями, а на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики;

- поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений и наблюдений. В результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка) отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года);

- совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности. Продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке) ; при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу, используя для ориентира линию горизонта;

- поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения;

- совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки, уверенно пользоваться кистью;

- умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнит. Таким образом, основу эстетического отношения и художественного развития дошкольника составляют «три кита» – эмоциональность, интерес и активность в работе.

Главное в изобразительной деятельности развить у учащихся творческие способности, нестандартного мышления, индивидуальности. Учитывая возрастные особенности для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

-формирование умение экспериментировать с различными материалами и инструментами

-учить планировать свою деятельность : задумывать образ, подбирать материалы и инструменты, добиваться поставленной цели;

-содействовать освоению изобразительных техник ручной умелости;

-развивать композиционные умения, любознательность;

-воспитывать самостоятельность, инициативу, творчество, эстетический вкус. При выполнения задач мы увидим ожидаемые результаты:

-повышение заинтересованности детей к изобразительной деятельности при организации кружкой работы;

-перенос полученных знаний и умений в самостоятельную деятельность детей;

-умение использовать нетрадиционные техники рисования.

Для повышения интереса детей на уроках изобразительного искусства мы использовали интеграцию областей: музыкальное воспитание, художественное творчество, коммуникация, познание и др. Предлагаются образцы готовых работ, схемы-подсказки, творческие альбомы с заданиями, дидактические игры, электронные пособия. Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности. Для совершенствования изобразительных навыков в своей работе учу детей восприятию формы, цвета, ритма эстетического представления, через игровые формы. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью учитываю интересы детей. Особый интерес у детей умение сочетать в работах разные способы, приемы материалы. Например, аппликацию могут дополнить рисованием и наоборот; разные способы получения образа в аппликации - могут способом обрывания пальцами создавать определенную форму; разные способы получения образа в лепке моделирование формы руками, вырезания формочкой; использование в лепке дополнительных материалов-пуговиц, семечек, зерен и т. п

Для достижения ожидаемых результатов провожу следующую работу с родителями:

-оформляю выставки

-провожу консультации, например «Как организовать изобразительную деятельность с ребенком дома»

Вывод: дошкольный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания. Именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие существенных эстетических качеств будущей личности. Всесторонне развитие и воспитание детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности. Используя, методы и приемы вызывающие положительный эмоциональный отклик детей, чем богаче впечатления детей, тем содержательнее и интереснее будет их жизнь, тем более будет развиваться их воображение и больше появляться интерес к всему прекрасному. После окончания «Общеразвивающего эстетического отделения» учащиеся могут продолжать свое обучения, выбирая отделения по своим способностям. Это может быть музыка, фольклор, танцы или изобразительное искусство. Ведь дети - это цветы жизни. И их развитие в наших руках.

Суркова И. А

преподаватель по классу изоискусства

Белгородской обл

Яковлевского района

МБУ ДО ДШИ г. Строитель

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность как средство всестороннего развития детей В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития ребенка.

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки» Пояснительная записка. Программа» Умные ручки» составлена на основе авторской И. А. Лыковой «Программа художественного воспитания, обучения.

Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Коммуникативная деятельность всегда начинается.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Консультация для педагогов «Игра, как ведущая деятельность дошкольников» Игра как ведущая деятельность дошкольников 1. Что такое игра? 2. Детская игра в педагогическом процессе ДОУ. 3. Игра как ведущая деятельность.

Презентация «Лэпбук как средство художественно-эстетического развития детей» Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности – занятий, повышение.

Изобразительная деятельность как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста Костанайская область, Узункольский район, «Ясли-сад «Сауле» Воспитатель: Бондарь Ольга Игоревна Статья Изобразительная деятельность, как.

Консультация по экологии с использованием социально-коммуникативного воспитания и художественно-эстетического развития Статья по экологии с использованием социально – коммуникативного воспитания и художественно – эстетического развития. Воспитатель : Скрыпникова.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста обладают.

Творческий проект «Театрализованная деятельность как средство художественного воспитания дошкольников» Духовная жизнь ребёнка полная лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. В. Сухомлинский Кто из нас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изобразительная деятельность как ведущая дисциплина эстетического воспитания и художественного развития детей
Опубликовано: 16 сентября 2018 в 18:04
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изобразительная деятельность как ведущая дисциплина эстетического воспитания и художественного развития детей» (включая файлы) размещена пользователем Суркова И А в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД