Татьяна Челышева
Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений.
Коммуникативная деятельность всегда начинается с мотива. Мотив, в свою очередь, порождается потребностью. Механизм действия потребности психологи объясняют эмоциональным напряжением и предвосхищением удовлетворения (П. В. Симонов). По мнению М. И. Лисиной, «мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями:
потребность во впечатлениях,
потребность в активной деятельности
потребность в признании и поддержке».
Публикация «Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Изобразительная деятельность способна удовлетворить все три вида потребностей, при условии участия в ней взрослого.
Способность к общению не является у детей врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми.
Общение – это один из значимых компонентов коммуникативной компетенции, состоящее в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Общение по поводу изобразительной деятельности — это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых.
Коммуникативное взаимодействия педагога с детьми требуется на всех этапах изобразительной деятельности:
1. Обсуждение темы. Определение цели и задач совместно с детьми.
2. Исследование и экспериментирование с новым материалом, цветовой палитрой. Дети самостоятельно исследуют новый материал, и техники рисования, используя свои знания и навыки предшествующей работы с изобразительными материалами. Происходит активизация названий средств изображения, способа выполнения.
3. Выбор темы для рисования. Общения детей и воспитателя по выбранной теме. В старшем возрасте может практиковаться рассказ ребенка о своем, еще не созданном рисунке. Словарный запас обогащается лексикой, характеризующей объекты изображения. Дети самостоятельно рассказывают, как будут рисовать, что будут рисовать, и чем они будут рисовать.
4. Общение педагога с детьми в ходе работы. Напоминание основных признаков объекта, ответы на вопросы детей!
5. Рассказы детей по результатам работы: монологи-описания по своему рисунку, монологи-повествования о том, как создавалась работа.
Прослеживается переход от репродуктивного метода (когда дети накапливают определенные знания и умения) к частично-поисковому или исследовательскому методу (когда могут применить накопленные знания и умения в самостоятельном решении изобразительных задач).
Вашему вниманию будет представлен опыт работы по развитию коммуникативной компетенции посредством изобразительной деятельности на конкретном примере РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Эта удивительная пастель» в старшей группе.
Исходя из актуальности данного направления, определила цель работы: создание условий для коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста через технику рисования пастелью.
Задачи, решаемые в процессе развития речевых компетенций через изобразительную деятельность:
1. Расширить представления детей о пастели и технике рисования новым материалом.
2. Расширить и активизировать словарный запас детей новыми словами названий средств и способов выполнения изображения.
3. Развитие коммуникативных навыков: умение слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, умений правильно применять название материалов, техник, оборудования и действий по изготовлению продуктов детской изобразительной деятельности в общении со взрослыми и сверстниками.
4. Социально – личностное развитие каждого ребенка: развитие самостоятельности, познавательных, коммуникативных, интеллектуальных, и творческих способностей.
В нашем детском саду дети увидели картины, нарисованные пастелью, и им захотелось узнать, чем они нарисованы, как они нарисованы, хотелось узнать что – то новое и попробовать рисовать новым материалом. Решила организовать нашу деятельность так, чтобы всем было интересно – получился проект по рисованию «Эта удивительная пастель».
Определили с детьми цели и задачи: а как мы будем это делать? что мы будем делать? Что у нас получится?
Сначала мы были исследователями. Ребята исследовали различные техники рисования пастелью на листе бумаги. Пришли к выводу, что пастель – это мелок, самый простой способ использовать пастель состоит в том, чтобы рисовать концом, держа мелок как карандаш или ручку; чтобы закрашивать большое пространство бумаги используют сторону мелка; чтобы смешать цвета или добиться перехода цветов на бумаге используется растушевка пальцем, ваткой или сухой салфеткой. Ребята обогатили свой словарный запас новыми словами: пастель, переход цвета, фон, растушевка, набросок, и в беседе со взрослыми стали активно их использовать.
Детей очень заинтересовала техника рисования пастелью, и один мальчик предложил нарисовать хомяка, который живет у него дома. Но хомяк дома, а рисовать пастелью мы будем в детском саду. Так возникла детская идея превращения в фотографов. Вместе с родителями дети выбирали и фотографировали предметы или объекты окружающего мира, которые вдохновили бы детей на дальнейшую творческую работу.
За организованным круглым столом дети рассказывали о выбранных предметах и объектах окружающего мира, о своем замысле творческой работы сверстникам и педагогам. Дети рассказывали не только, что они выбрали, какими признаками обладает выбранный объект или предмет, но и как они будут рисовать. Словарный запас обогащается лексикой, характеризующей объекты изображения, и происходит активизация названий средств изображения, способа выполнения. Так как фотографии дети приносили постепенно, по две – три фотографии в день, все дети принимали участие в обсуждении, думали, советовали, но первым выступающим был всегда автор фотографии. Приведу пример обсуждения темы «Одинокое дерево». Мы ездили к моей тете летом в деревню. По пути мы увидели одинокое дерево. Почему ты решил, что ему одиноко? Одно, большое, оно стояло в центре веселого луга. А почему луг веселый? Луг веселый, потому что на нем цветут цветы, летают бабочки. А вы подходили к дереву, если оно вас так заинтересовало? Мы подошли к дереву и услышали птиц. Они пели песенки. Я обрадовался, ведь у дерева есть такие хорошие друзья. Я хочу нарисовать это дерево. Как ты будешь его рисовать? На что оно похоже? Оно большое, толстое, ветки растут и тянутся к солнышку, а на ветках зеленые листики. Ещё хочу нарисовать птиц, веселых друзей дерева…Дети высказывают свои предположения, как они нарисовали бы дерево и предложили нарисовать солнышко»
В дальнейшем ребята превратились в художников и нарисовали пастелью свои шедевры. Получились очень разнообразные, яркие картины, и мы устроили творческую галерею.
Но у настоящих художников всегда берут интервью, и чтобы больше людей узнало о работах детей и о нашей творческой галереи, мы решили сделать стенгазету с фотографиями работ и комментариями детей о проделанной работе – «Эта удивительная пастель». У каждого художника группа журналистов (воспитатель и один ребенок, но дети каждый день менялись) брали интервью о создании уникальной картины: что впечатлило? Чем рисовал? Как рисовал? Все ли получилось, как было задумано? Какие картины еще понравились? Приведу несколько примеров из детских рассказов. «Мне очень понравилась рябина. Очень понравились ягоды и зеленые листья. Я нарисовала пастелью веточку рябины, сначала я нарисовала фон голубым и зеленым цветом, растушевала. Потом начала рисовать рябину. Листья у рябины похожи на перышки зеленые, а ягоды на бусинки. Смотрите, как красиво у меня получилось…» «Я нарисовала бабочку, зовут её Фея. У неё очень красивый получился наряд. Чуть-чуть не так как на фотографии, я сама придумала такие красивые крылышки. Вам нравится? Я сначала нарисовала голубым цветом, а потом синим, и растушевала цвета пальчиком. Получилась нарядная кофточка для бабочки. А юбочку я раскрасила желтым и оранжевым мелками, и растушевала пальчиком. Я ещё украсила юбочку большими круглыми точками. Моя бабочка летает на лугу, и поэтому фон я нарисовала зеленым и желтым…»
Завершилась наша работа презентацией проекта и чаепитием, на котором мы представили родителям нашу творческую галерею и стенгазету.
В процессе работы по проекту были созданы условия для достижения следующих целевых ориентиров:
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской, изобразительной деятельности, конструировании и др.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
Продукты детской деятельности:
Выставка творческих работ,
Стенгазета,
Презентация.
В своем выступлении мною рассмотрена только возможность рисования как средства развития педагогической компетенции детей дошкольного возраста, но не меньшие возможности дает любая другая продуктивная деятельность: конструирование, лепка, аппликация, художественный труд. Они усиливают мотивацию, обогащают содержание, способствуют развитию связности речи.
Литература:
1. Ледовских Н. К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога //Детский сад: теория и практика. – 2013. – № 3. – С. 106 – 110