Назьмова Мария
Творческий проект «Театрализованная деятельность как средство художественного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовная жизнь ребёнка полная лишь
тогда, когда он живёт в мире игры, сказки,
музыки, фантазии, творчества.
В. Сухомлинский
Кто из нас не мечтал в детстве окунуться в волшебный мир сказки и превратиться в одного из его героев. Сколько загадок,возможностей перевоплощения, игры таит в себе сказка! Язык сказки образный, выразительный, проникая в душу ребёнка, способствует развитию выразительной речи. Использование детьми образного, доступного языка сказок помогает усвоению разнообразных средств выразительной речи.
Публикация «Творческий проект „Театрализованная деятельность как средство художественного воспитания дошкольников“» размещена в разделах
Известно, что выразительность речи формируется в течение всего дошкольного возраста от произвольной эмоциональной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей средней группы и к языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Понятие «выразительность речи» - имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность) и не вербальные (мимика, поза, жесты) средства выразительности.
Для развития выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путём привлечения ребёнка к выступлению перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности, которые пользуются у детей неизменной любовью.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в театрализации, дети знакомятся с окружающим миром во всём его разнообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, незаметно активизирует словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Вступление в диалог с другими персонажами ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться
Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания, приобщает ребёнка к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в процессе этого сопереживания создаются отношения и моральные оценки просто сообщаемые и усваиваемые. Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
В литературе подчё ркивается: основа эмпатии в умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познает мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Известный композитор Кобалевский так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче, содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависит от родителей и воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.
Для более успешного обучения основам театрализации, я изучила и критически проанализировала достаточно большой объём научно – методической литературы. Проблемой развития творческого восприятия выдающийся русский психолог Л. С. Выготский, который писал, что «не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
А. Н. Леонтьев в своих психологических произведениях так же акцентировал своё внимание на театрализованных играх, он писал: «Театрализация - есть игра – фантазирование. Это не игра, это грёза, мечта. Создаваемый в ней образ фантазии самоценен для ребёнка, он вызывает у него волнующие и сладкие эмоции, во имя этих переживаний он строит свой внутренний мир. Мотив игры смещается на её продукт, игра умирает, рождается грёза. Чтобы подойти к анализу конкретной деятельности ребёнка, нужно встать на путь неформального перечня тех игр, в которые он играет, но проникнув в смысл игры ребёнка. Только тогда развитие театральных игр выступает для нас в своём истинном внутреннем содержании».
С. П. Рубенштейн так же считает, что «когда ребёнок играет ту или иную роль, он не прости фиктивно переносится в чужую личность, принимая на себя роль и входя в неё он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребёнка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребёнка в целом».
Р. С. Немов так же пишет о том, что «в дошкольном возрасте театрализованная деятельность способствует развитию личностных взаимоотношений, которые возникают между людьми, как личностями, т. е. существами, обладающими определёнными индивидуальными психологическими особенностями, в основе которых лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу».
Педагоги А. В. Запорожец,А. А. Леонтьев, Л. В. Шерба, А. А. Пемковский, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский и другие так же придавали большое значение решению задач в воспитании детей по средствам театрализованной деятельности.
Работы представителей разных направлений науки отчётливо доказывают насколько велика в развитии детей роль правильно организованной коммуникации. Комплексный подход к вопросам речевого общения в детском саду по средствам театрализации (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий, предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей участие в речевом общении каждого ребёнка, при этом первостепенно важным является овладение выразительным родным языком в максимально сентезивный для этого период.
О. С. Ушакова в своей работе «Теоретические основы программы и методики развития речи» считает, что «ознакомление с художественной литературой, обыгрывание художественных произведений, формирование не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей».
Ветлугина Н. А. в своей книге по эстетическому воспитанию пишет о том, что «в детском саду много внимания должно уделяться творческому воспитанию каждого ребёнка. Оно должно осуществляться на занятиях по театрализации, развлечениях. Разные виды зрелищных развлечений имеют большое значение для развития художественного восприятия, воображения, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса, а так же формирования интнресов детей, развития у них творческой активности».
Виноградова А. М. придавала огромное воспитательное значение творческим играм. Она считала, что «оно неоценимо в патриотическом воспитании дошкольников. Отсюда вытекает потребность познавать окружающий мир, быть его участником. В ролях врачей, рабочих, учителей, пограничников и др. дошкольники приобщаются к событиям, происходящим в стране. Воспитательное значение театрализации усиливается от того, как правило, данная деятельность носит коллективный характер. Дети объединяются на основе общих переживаний, общих интересов».
В теории и практике работы с детьми дошкольного возраста театрализованные игры рассматриваются как действенное средство всестороннего развития личности, Воспитания активности, Коллективизму, уверенности в себе, своих силах, инициативы. Глубоко заинтересовавшись данной проблемой, я обратилась к научно – методическому журналу «Дошкольное воспитание», который является моим помощником и советчиком все годы моей педагогической деятельности. Одной из первых за последние годы в этом направлении была опубликована серия статей Н. Сорокина и М. Маханёвой о театрализованной деятельности дошкольников. Актуальность данной проблемы в том, что театрализованными играми мы должны сделать жизнь наших воспитанников интересней и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь, активирует словарь, способствует нравственно – эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
В программе Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы», которая реализуется в МБДОУ «Детский сад № 14», театрализованной деятельности отводится место в разделе «Художественно- эстетическое развитие», где даются общие задачи о формировании интереса к искусству, развития художественного восприятия, формированию положительного отношения к искусству и прочее. Однако, работа по театрализованной деятельности, её организации освещены не полностью, а даются только общие понятия и рекомендации.
Поэтому я, работая над темой «Театрализованная деятельность, как средство художественного воспитания дошкольников» поставила в своей работе следующую цель и задачи:
Цель: Развивать у детей интерес к театрально – игровой деятельности и поддерживать творческие направления в самостоятельной деятельности.
Совершенствовать театрализованную деятельность в развитии творческого потенциала и художественно – эстетического восприятия действительности детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
1. Создание предметно – развивающей среды для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Знакомить и приобщать детей к театральной культуре.
3. Учить различать эмоциональные состояния персонажей, передавать их различными выразительными средствами : мимикой, жестами, интонацией, движениями.
4. Обучение разыгрыванию несложных представлений по сюжетам знакомых произведений, используя выразительные средства.
Развивающие:
1. Обогащение жизненного опыта ребёнка яркими художественными впечатлениями.
2. Ознакомление дошкольников с разными видами театров.
3. Развивать устойчивый интерес и творческую активность в театрально – игровой деятельности.
Воспитательные :
1. Воспитывать гуманные чувства : отзывчивость, умение радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам.
2. Воспитывать нравственные качества: самостоятельность, патриотизм, дружбу, любовь к родному городу.
3. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
Предполагаемый результат:
В результате работы по театрализованной деятельности у детей должны появиться следующие умения и знания:
Умения:
• Пользоваться различными видами театров при разыгрывании знакомых произведений и самостоятельно придуманных сюжетов.
• Импровизировать
• Пользоваться мимикой, жестами, интонацией, движениями.
• Произносить монологи и диалоги.
• Действовать с партнёрами.
• Выполнять движения в соответствии с действиями персонажа.
Знания:
• О видах театра.
• О театральных профессиях.
• Об устройстве театра.
С целью реализации данной программы я создала предметно – развивающую среду группы, которая обеспечивает право и свободу выбора. Ребёнок может выбрать разные виды театров (би-ба-бо, настольные, различные маски и костюмы, театр на фланелеграфе, пальчиковый, перчатки) и заниматься с ними самостоятельно месте группы. Для этого имеют несколько переносных ширм. В целях учёта поло-ролевых особенностей детей оборудованные зоны отвечают интересам как мальчиков, так и девочек. Если мальчики могут пользоваться различными инструментами для обыгрывания профессий, то девочки охотно используют костюмерную, гримерную, примерочную.
Я много думала над тем, как лучше организовать свою работу. Обладая знаниями русского фольклора (потешек, сказок, скороговорок и т. д.) и умением передачи его настроение голосом, в процессе своей работы, начиная с детьми 1 младшей группы, я заметила, что адаптация проходит намного легче, если включать в свою речь фольклорные произведения. Ведь почти на все виды деятельности есть свои потешки, песенки, присказки. Ребёнок, входя в группу, и слыша ласковый голос воспитателя, говорящего: «Что, Серёженька, не весел? Что головушку повесил?» - смотрит на взрослого совсем другими глазами и забывает, что хотел заплакать. Он ужу ждёт, что же скажут дальше. А дальше есть множество других потешек: «Водичка, водичка» - про умывание, «Расти коса до пояса» - про причёсывание, «Киска, киска, где твоя миска?» - про еду. «Наша Маша маленька» - про одевание. «Баю-баю, баюшки» - про укладывание спать. На опыте своей работы я поняла, что дети привыкают к саду гораздо быстрее, если в речи взрослых используются литературные выдержки, что является первой ступенью театрализованной деятельности.
Знакомство детей с театрализацией я начала с 1 младшей группы. Малыши с удовольствием смотрели небольшие кукольные спектакли «Сорока - белобока» (театр - перчатка, «Вот и вся моя семья» (театр- перчатка, настольный театр «Репка», театр на фланелеграфе «Курочка Ряба». Встречи с театральными куклами помогают детям расслабиться, снять напряжение, создают радостную атмосферу, помогают ненавязчиво заучивать, и по мере возможности выразительно передавать, простейшие потешки, сказки. Занимаясь с детьми, я стремилась вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждать детей общаться с куклой, хорошенько рассмотреть её. Я поддерживала стремление детей поиграть с куклами, участвующими в спектаклях. Так, незаметно для себя, дети включились в театрализованные игры.
Я стремлюсь, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни. Для воплощения этой цели в жизнь потребовалось обогатить в жизненный опыт детей яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Я читала детям различные литературные произведения, показывала диафильмы, рассматривала с ними иллюстрации, репродукции. Я поняла, что чем богаче будет опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Я подобрала множество народных игр (Горелки, «А я по воду», «Сидит, сидит зайка» и др.) потешек (на все виды деятельности, сказок (Колобок, Теремок, Репка и др.). Но реализовать весь репертуар в одиночку оказалось не реально. Я обратилась к родителям с просьбой помочь в подборке музыки, живописи, изготовлению костюмов. Родители живо откликнулись на моё предложение. Была записана кассета с классической музыкой: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», «Лунная соната»; принесены иллюстрации к сказкам «Баба - Яга», «Алёнушка». Были сшиты костюмы волка, колобка, зайца, медведя.
Во 2 младшей группе я начала последовательно знакомить детей с различными видами кукольных театров, такими как би-ба-бо, теневой, на фланелеграфе, настольный, пальчиковый. А также учить отображать различные эмоции, настроение, черты характера. Дети очень быстро схватывали настроение сказки. Так, просматривая сказку «Курочка Ряба» из театра на фланелеграфе, Калинкина Настя громко расплакалась, когда я стала спрашивать, почему она плачет, она ответила: «А Дедушка с Бабушкой вон как сильно плакали, вот и я с ними, мне их жалко». Вот насколько отзывчива детская душа на художественное впечатление.
Начиная со средней группы я попробовала объединить кукольный спектакль с театрализованной игрой в единое целое. Дети освоили театр мягкой игрушки. (И опять на помощь нам пришли родители, для показа сказки «Волшебной цветок» были приобретены большие, красочные мягкие игрушки, что позволило достигнуть желаемого эффекта показа). Этот вид деятельности называется театрализованными играми с элементами кукольного театра.
Конечно не все дети одинаковы способны изобразить какой-либо персонаж, перевоплотиться. В средней группе дети неосознанно повторяют за воспитателем все действия, т. к. основная деятельность детей – подражание, и мне неоднократно приходилось перевоплощаться вместе с детьми. То я была девочкой Алёнкой, то кошкой, то мышкой, то собачкой Мишкой, жестами и голосом я показываю разницу между добрым животным и злым.
Для того, чтобы дети могли передать разницу настроения персонажа голосом в течение года при прочитывание сказок, стихов, я просила детей изобразить голосом настроение персонажа из сказки. Например, сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Дети по - очереди изображали как Иванушка просил пить (у одних это получалось в просительном тоне, у других в приказном) и как козлёночек звал Алёнушку из воды (плачущим, умоляющим голосом).
Интересно отражали голоса Козы и Волка в сказке «Волк и семеро козлят».
Интересные варианты голосов были в сказке К. Чуковского «Федорино горе». Однако не все дети могли выразительно передавать речь персонажа, некоторые испытывают затруднения.
В старшей группе почти все дети активно участвуют в играх – драматизации. Наступило время знакомства с народными костюмами. Вместе с родителями мы организовали экскурсию в краеведческий музей, где познакомились с женскими и мужскими костюмами. Как горели глаза детей, какая гордость за свой народ читалась в их взглядах. Дети живо представили себе как здорово было бы выступать в таких костюмах. И вновь поддержка пришла от родителей. Были сшиты сарафаны для девочек и косоворотки с кушаками для мальчиков. Я стала искать сценарии русских традиционных праздников и нашла сценарий проведения праздника «Покров». С детьми была проведена предварительная беседа о том, что означает этот праздник, как любили его и отмечали на Руси. Веселье получилось, всё так и дышало атмосферой русского народного гуляния, что сыграло огромную роль в нравственно-патриотическом воспитании.
В подготовительной группе я решила расширить знания детей о куклах, и изготовить некоторые из них для группы. Так были изготовлены и представлены детям куклы театра «живая голова». Вместе с детьми были изготовлены куклы их киндер-сюрпризов к сказке «Кот, петух и лиса», дети принимали активное участие в изготовлении кукол. Чистили наждачной бумагой палочки для вождения кукол, клеили глаза. Уже в процессе изготовления обговаривали, как они будут показывать сказку. Я с удовольствием видела, что мои дети стали более свободны, эмоциональны, отзывчивы. Они могут принять любой образ почти самостоятельно. Посоветовавшись с детьми, мы решили изготовить и показать малышам, а затем и родителям сказку «Кто сказал «мяу». Роли получили все дети группы. Самые эмоциональные: Аня Доршева, Аня Цибескова, Виталик Борисов, Денис Хуртов играли сольные номера, а тех ребят, у которых получалось не совсем хорошо перевоплощение, я объединила в группы под руководством более пластичных (бабочки, «пчёлы». Постановка получилась удачной. Малыши были в восторге, понравилась сказка и родителям. Артистам долго хлопали и они тоже остались очень довольны своей игрой. Не останавливаясь на достигнутом, нами была подготовлена русская народная сказка «Журавль и Цапля» в современной интерпретации, в которой также была задействована вся группа. И все персонажи, не смотря на то главные они или второстепенные, сыграли великолепно. Получился слаженный гармоничный спектакль, который также показывали детям младшей группы, родителям и сотрудникам детского сада.
Данный опыт работы подтверждает, что театральная деятельность ребёнка прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.
Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Я стремлюсь к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Я хочу, чтобы дети, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своего героя, используя мимику, позу, жесты, песенные, танцевальные и игровые импровизации.
Поэтому во время занятий с детьми я придерживаюсь следующих правил:
1. Выслушиваю ответы, предложения детей.
2. Если дети не отвечают, не требую объяснений, а перехожу к действующим персонажем.
3. При «встрече» детей с героями произведения всегда выделяю время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними.
4. Занятия по театрализации должны вызывать у детей радость.
5. Обращая внимание на выразительность речи. При чтении стихотворений, рассказывании акцентирую внимание детей на интонацию, силу голоса, чёткость произношения слов.
Во время обыгрывания сказок я в своей практике всегда придерживаюсь такого мнения, что ребёнок может играть как положительную, так и отрицательную роль, для того, чтобы в сознании детей не складывались стереотипы: Маша хорошая - играет хорошие роли, Саша - плохой, его роли плохие.
Развитие творческих способностей в детском саду и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участие родителей, которые являются нашими активными помощниками. Я стараюсь привлечь их к активному участию в качестве не только изготовителей костюмов и декораций, но и исполнителей ролей. Союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Считаю, что столь тесное сотрудничество ещё больше сблизит детей и родителей и надолго останется в памяти и сердце каждого ребёнка.