Скрыпникова Мария Павловна
Консультация по экологии с использованием социально-коммуникативного воспитания и художественно-эстетического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Статья по экологии с использованием социально – коммуникативного воспитания и художественно – эстетического развития.
Воспитатель : Скрыпникова М. П. МДОУ «Детский сад №19»
Воспитание экологической культуры — долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания ко всему живому, восприятие красоты природы, понимание, бережное отношение к предметам рукотворного мира — вот составляющее экологической культур, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка. В возрасте четырех-пяти лет происходит становление произвольности, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети этого возраста любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь, если она, конечно, опирается на их опыт и знакомые образы. Этот возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования осознанного отношения к растениям, животным, предметам, к себе, как части природы. Два год назад мы работали над проектом : «Мусор вокруг нас». Это помогло нам заложить начальную основу экологического воспитания, дети многое узнали, работая над этим проектом. Поэтому, процесс развития экологической культуры должен включать разные виды совместной деятельности воспитателя с детьми, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель должен сам быть носителем экологической культуры, он должен обнаруживать ее в повседневных проявлениях, в способах общения с природой, приучать детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, учить видеть и понимать элементарные связи и зависимости, воспитывать способность испытывать радость созидания и осознанного взаимодействия с живыми существами.
Публикация «Консультация по экологии с использованием социально-коммуникативного воспитания и художественно-эстетического развития» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Воспитывая экологическую культуру у детей нашей группы, я применяю наблюдения за растениями и животными на участке детского сада, уход за ними и общение с ними, а так же комплексные занятия, экологические досуги, развлечения и игры. Организовываю игровые обучающие ситуации, разыгрываю литературные сюжеты с помощью кукол и других игрушек. Для развития экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Уточняю форму, цвет, размер, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы. Начиная прививать детям экологическое воспитание, я решила использовать для этого кружок пластилинографии: «Удивительное рядом», чтобы дети могли через лепку отражать свои впечатления об окружающем нас мире. Занятия пластилинографией представляют, большую возможность для развития и обучения детей.
Они способствуют развитию таких психических процессов как: внимание, память, мышление, – развитию воображения, творческих способностей; – развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, развитию самостоятельности, произвольности поведения. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. В тоже время дети узнают много новой информации о том, что происходит вокруг нас. Составляя перспективное планирование кружка, я продумала работы, которые помогут соприкоснуться детям с основами экологии.
В перспективный план я включила работы: «Цветы», «Птицы», «Животные» и картины по временам года. Начала наблюдение за цветущими травянистыми растениями участка, клумбы, огорода, ягодника и сада. Уточняла, что кроме деревьев и кустарников на участке растут красивые цветы. Уточняла названия цветов, познакомила с растениями, внесёнными в красную книгу. Для человека земля, на которой он живет, самое дорогое в его жизни. Мать-земля является источником всего живого, дает силу и могущество. В России есть район со сказочно богатыми и плодородными почвами — это наша Курская земля. Вместе с детьми и родителями мы организовали экскурсию в наш Железногорский дендрарий, где собраны разнообразные редкие : цветы и растения.
На экскурсии обратила внимание детей на разнообразие объекты и растения, мы находили их отличительные признаки: форму деревьев, цвет коры, форма и величина листьев, особенности внешнего строения цветков и плодов. Большой интерес вызвал у детей рассказ о Красной книге и рассматривание альбома животных и растений, подлежащих охране.
Это – ландыш, башмачок настоящий, первоцвет весенний, пион - уклоняющийся, белая кувшинка, а так же женьшень, белладонна и дерево сосна. Ребята не только внимательно слушали, но и задавали много вопросов, вспоминали загадки о лесе, о растениях, почему есть охраняемые растения. Родители были очень довольны и радовались вместе с детьми. После экскурсии мы всё проанализировали и сделали вывод, что такие цветы не нужно рвать, отбирая их у природы, нужно ими просто любоваться и радоваться.
На занятии с пластилином мы вылепили – вазу с цветами, букет ландышей, тюльпаны и другие цветы, изобразительное творчество и лепка дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. В тоже время данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуру, координацию движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. У детей появилось желание заботиться о растениях, цветах. Осенью на прогулке наблюдали вместе с детьми за опавшими листьями. Дети поняли, что опавшие листья приносят пользу почве и разным обитателям. В листьях прячутся на зимовку насекомые, ёжик закапывается в листья, спит всю зиму. Всё это мы нарисовали пластилином, у нас получились - панно: «Ваза с цветами, «Озорной ежик в траве с грибами», «Осенний лес». Дети научились определять знакомые деревья по характерным признакам { по белому стволу, по оставшимся ягодам, по иголкам, по опавшим листьям).
Продолжая прививать любовь к природе, провела цикл наблюдений за птицами. Вместе с родителями наделали кормушек, ежедневно подкармливали птиц, учили замечать характерные особенности птиц (величина, окраска, цвет оперенья на разных участках тела). Учила различать звуки, которые издают разные птицы, определяли птиц по следам, разгадывали следы на снегу. Знания и представления, полученные детьми, помогли при оформлении альбома «Птицы нашего края», «Домашние и дикие животные», «Лекарственные растения». Наряду с традиционными формами работы я решила ввести новое: рисование птиц пластилином. Это поможет запомнить внешнее особенности птиц и желание заботиться о пернатых друзьях. Дети изобразили сороку, ворону, лесного дятла. Таким образом, мы познакомили детей с живым миром, пернатым населением, научились отличать одних птиц от других, сравнивать их оперение и повадки. Дети поняли, что птицами надо не только любоваться, но и помочь им выжить, перенести трудное для них время зимних холодов.
Важно показать дошкольникам, что экологические факторы не стабильны, а их сезонные или суточные изменения тотчас сказываются на жизни и растений и животных. Наблюдая и беседуя о животных, формируем у детей представления об особенностях внешнего вида животных, жизненных проявлениях, повадках, особенностях приспособления (линька, спячка, условиях, необходимых для их жизни. Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитываем любовь и заботу о животных. Обобщаем представления детей о жизни диких зверей в зимний период года, чтобы привить детям добрые чувства и сочувствие к диким животным.
В своей работе «Белочка с орешками» ребята показали не только красивый внешний вид, но и напомнили нам, что лес это дом животных, где они живут и питаются, сами находят себе питание и мы должны помнить об этом. Не ломать деревья не шуметь в лесу, правильно собирать грибы и орехи, всегда помнить, что их жизнь, зависит от нас.
Уточняя и расширяя представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Даём первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Каждый из детей захотел вылепить своего домашнего питомца при помощи своих родителей. Вместе с родителями знакомим детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). В детском саду и дома прививаем добрые чувства к животным, используем дидактические игры : «Кто где живёт?», «Кто, чем питается?», «Четвёртый лишний» и т. д. Дети с удовольствием лепили работу: «Курочка с цыплятами», рассказывая при этом, что маленькие цыплятки очень ранимые и беззащитные и их нельзя сильно прижимать к себе, можно нежно гладить.
Задумываясь, о значении окружающего нас мира мы приходим к выводу, что главнейшее наше богатство — не последнее достижение технической мысли, не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый животный мир, а также ценнейшее достижение — земля. Просматривая мультфильмы, читая художественную литературу о животном мире нашей планеты, мы делали сравнение и выводы. Ребята поняли, что загрязняя атмосферу, лес и моря, люди наносят вред окружающей природе. Рисуя пластилином черепаху и дельфина, они были уверены, что все будут, заботятся о чистоте водных ресурсов наших морей и не причинят зла этим животным, чтобы они остались жить на нашей планете.
Анализируя проводимую свою работу, вскрывая причину некоторых неудач, я поняла: многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают ребенку. В связи с этим я тщательно продумала работу с родителями. Это групповые, индивидуальные, консультации, беседы, дискуссии, привлечение их к совместной работе с детьми. Я познакомила родителей с передовым опытом семейного воспитания на собраниях, с помощью стендов, папок-передвижек. Рекомендовала родителям совместные просмотры дома вместе с детьми разных фильмов об окружающей среде, потому что ключевое значение для экологического воспитания имеет практическая деятельность детей.
Вся наша работа поможет, я думаю, не только дать знания о природе, о том, что человек - часть природы, но и научит детей правильно взаимодействовать с окружающим миром. Но я вижу, что результаты уже есть. Дети более осознанно стали относиться к окружающей среде. Работая с пластилином. Они сами предлагают вылепить интересную картину о природе, говоря об этом, пусть все увидят и поймут, как надо правильно поступать в данной ситуации. Свои работы мы отправляем на разные конкурсы., украшаем ими свою группу и стенды детского сада, дарим малышам и близким.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, облагораживать природную среду. И мы будим продолжать эту работу, прививая детям, что мы друзья природы.