Лучший педагог года

Внедрение в практику работы наглядного моделирования. Обучение детей дошкольного возраста составлению и отгадыванию загадок

Наталья Захарова
Внедрение в практику работы наглядного моделирования. Обучение детей дошкольного возраста составлению и отгадыванию загадок
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс «Внедрение в практику работы наглядного моделирования. Обучение детей дошкольного возраста составлению и отгадыванию загадок с помощью метода моделирования»

Цель: Создание условий для повышения педагогической грамотности и пополнение методических копилок интересным и полезным материалом.

Задачи:

Публикация «Внедрение в практику работы наглядного моделирования, Обучение детей дошкольного возраста составлению и отгадыванию загадок» размещена в разделах

1. Акцентировать внимание педагогов на актуальность проблемы развития речи и логического мышления у детей дошкольного возраста через составление и отгадывание загадок с помощью метода моделирования.

2. Помочь воспитателям определить пути повышения развития мыслительных способностей воспитанников.

3. Познакомить с этапами составления загадок продемонстрировав технику составления и отгадывания загадок, приемы работы с мнемотаблицами.

4. Формировать навыки дешифровки модели.

5. Формировать навыки самостоятельного моделирования.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

- получение педагогами представления о методике обучения составлению и отгадыванию загадок детьми по опорным таблицам разными способами.

- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация к мастер-классу, готовые модели мнемоквадратов, мнемоджорожек, мнемотаблиц, листы бумаги, фломастеры, карандаши, различные картинки, ножницы, клей.

Ход мастер-класса

Сегодня мы с вами познакомимся с этапами внедрения в практику работы наглядного моделирования.

Работа осуществляется в несколько этапов:

1 этап - научить читать таблицы:

а) сообщение информации по теме в форме познавательной беседы;

б) рассматривание готовой таблицы, составленной по содержанию темы, расшифровка символов, раскодировка информации;

в) пересказ информации детьми с опорой на схему с помощью взрослого и без него;

г) графические зарисовки схем, мнемотаблиц по результатам деятельности.

2 этап: познакомить с общими моделями кодировки информации о предметах, объектах, явлениях.

а) сообщение темы;

б) рассматривание общей схемы кодировки ( материалом для этого является любое обобщающее понятие: животные, органы чувств, транспорт, деревья и др.)

в) составление модели-информации о конкретной теме с опорой на общую схему.

Моделирование осуществляется под руководством взрослого с использованием наводящих вопросов.

• Что обозначает этот знак?

• Что мы можем рассказать об этом объекте?

• Как мы это изобразим в нашей модели?

Отгадывание загадок- мнемотаблиц составленных воспитателем с опорой на общую схему.

3 этап: совместное кодирование информации, обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого предмета и самостоятельное придумывание таблиц по пройденному материалу.

4 этап: отрабатывание навыков кодирования в разных видах деятельности.

С помощью картинно-графического плана, представленного в виде пиктограмм, мнемотаблиц, предметных картинок дети перессказывают тексты, учат загадки, составляют рассказы, зарисовывают тексты загадок, четверостиший, небольших рассказов.

Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, а рисунок показывает направление мыслей.

Самым положительным в использовании пиктограмм является то, что речь воспитателя сводится к минимуму. Пиктограммы можно менять, дополнять. Всё зависит от творчества педагога.

На начальном этапе обучения делается схема из отдельных карточек, подставлются они поочерёдно к описываемому предмету, а затем постепенно их отдаляют друг от друга и в конце концов объединяют в единую схему-клетки (мнемотаблицу.)

1. Теоретическая часть.

Отгадайте пожалуйста загадки.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

• Сто одежек и все без застежек. Что это?

• Не книга, а с листочками. что это?

И сегодня мы поговорим о загадках.

У детей не сформированы знания об овощах.

Поэтому, для интересного и продуктивного изучения данной темы с детьми, я использовала мнемотехнику, как один из методов ознакомления детей с овощами – это загадки.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми.

Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

К тому же отгадывание и загадывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания.

А как научить дошкольников отгадывать загадки?

Детям дошкольного возраста трудно отгадывать загадки, так как у них еще не сформировано наглядно-образное и логическое мышление. Метод наглядного моделирования помогает детям при обучении отгадывать загадки об овощах.

Еще К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

При обучении детей отгадыванию загадок очень важно,что бы загадки были знакомы по содержанию, т. е загадывались о знакомых предметах, а характерные особенности должны быть знакомы детям.

Поэтому с детьми осуществляется предварительная работа : анализ и изучение овощей через рассматривание картинок и натуральных предметов.

Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения. Поэтому изучение овощей я представила детям в виде составления мнемодорожек и мнемотаблиц при отгадывании загадок.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат (опорная картинка) – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить 2 - 4 предложения.

Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение явлений, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблица помогает на зрительных образах отгадать загадку, а потом и запомнить ее и загадать другим детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ.

Работа по отгадыванию загадок по мнемотаблицам проходит в три этапа.

1 этап: Загадывание загадки. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: Осуществляется отгадывание загадок.

В младших группах с помощью взрослого, в старших – дети самостоятельно уже могут сами отгадать загадку по мнемотаблице или придумать и создать свою мнемотаблицу.

Я представила загадки в виде мнемодорожек и мнемотаблиц, на каждое слово или предложение прилагается картинка или схема. В «окошечке» где спрятана картинка с отгадкой для детей младшего возраста, я наклеила грустный смайлик, для детей постарше можно использовать картинку с изображением вопросительного знака.

Мнемотаблицы можно заполнять как от руки (схематично, так и наклеить цветные картинки, как это сделано у меня. Или использовать другой материал. (Например, наклеить комочек пуха, чтобы ребёнок мог исследовать его ещё и наощупь, для развития тактильных ощущений.)

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Детям младшего возраста лучше представить яркие цветные картинки, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: круглая, желтаяи. т. д.

Работа по составлению загадок с использованием мнемотаблиц

Существует несколько моделей составления загадок. Я познакомлю вас с некоторыми из них:

Первая модель.

1. Для составления загадки выбирается объект (солнышко).

2. Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

3. Характеристики зарисовываются в мнемотаблицу.

4. После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Вопросы для работы с детьми

Какое солнышко по цвету? (Оранжевое).

Что бывает таким же? (Апельсин).

Какое оно по форме? (Круглое).

Что бывает таким же? (Мяч).

Какое солнышко по действиям? (Светящее).

Что бывает таким же? (Лампочка).

«На что похоже? Чем отличается?»

Получилось: Оранжевое, но не апельсин, круглое, но не мяч, светящее, но не лампочка.

Вторая модель

1. Для составления загадки выбирается объект.

2. Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Характеристики зарисовываются в мнемотаблицу.

3. После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Протокол составления загадки про гриб :

На что похож гриб? - На мужичка.

А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

Еще на что похож? - На дом, но без окон.

А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки : «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Работа по составлению мнемотаблиц для отгадывания загадок.

Давайте попробуем составить загадки с использованием мнемотехники, а так же как работать с детьми по данным мнемотаблицам.

Для этого нужно поделиться на 2 команды.

1 команда – составляет мнемотаблицу загадки на тему дикие животные,

2 команда – составляет на тему домашние животные.

У вас на столах фломастеры, листы А -4, книги с загадками из которых можете выбрать загадки.

Сейчас ваша задача выбрать или придумать свою загадку и составить мнемоквадрат, мнемотаблицу, мнемодорожку взависимости от возраста детей, используя придуманные вами значки.

После работы каждая группа представит как она будет обучать детей отгадывать загадки по разработанной мнемотаблице.

3. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ

Мини-опрос участников мастер-класса:

1. Как вы считаете важно ли использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок?

2. В каких образовательных областях и видах детской деятельности можно использовать приемы мнемотехники?

Есть у вас какие-либо вопросы, предложения?

Вот таким образом, можно составлять и отгадывать загадки используя мнемотаблицы, что делает занятие более интересным и познавательным, так же использование мнемотаблиц и опорных картинок является универсальным методом для развития мышления, интеллектуальных способностей, связной речи дошкольников во всех образовательных областях, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности во время режимных моментах и самостоятельной деятельности педагога с детьми.

На этом я заканчиваю своё выступление. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Инновационные подходы в обучении связной речи детей младшего дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16» Левокумского муниципального района Ставропольского края.

Использование метода наглядного моделирования в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ учителя-логопеда МБДОУ № 43 «Теремок» п. Красногорняцкий Неговора Н. Н. «Использование метода наглядного моделирования.

Консультация «Внедрение профессионального стандарта педагога в практику ДОУ» «Компетентностный подход педагогов ДОУ в организации образовательного процесса с учетом требований Профстандарта» Тема: «Внедрение.

Внедрение событийного подхода в современную практику образовательного процесса Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 «Страна детства» комбинированного вида города Кызыла Республики.

Консультация для педагогов «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста». Презентация Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном.

Мастер-класс для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине» Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие.

Мастер-класс «Обучение детей старшего возраста составлению рассказа из личного опыта» - Уважаемые коллеги, предлагаю вам для дальнейшей работы разделиться на тройки. Каждый член тройки выбирает жетон с изображением, книги,.

Внедрение в практику работы воспитателей метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей.

Презентация «Метод наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников» Слайд 1. Метод наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников. Слайд 2.

Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок Статья «Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок» Автор: Назарова Мария Олеговна. ГБДОУ №36 Санкт-Петербург Описание:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внедрение в практику работы наглядного моделирования. Обучение детей дошкольного возраста составлению и отгадыванию загадок
Опубликовано: 9 мая 2018 в 19:44
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внедрение в практику работы наглядного моделирования. Обучение детей дошкольного возраста составлению и отгадыванию загадок» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Захарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД