Елена Ларенцева
Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность
2. Виды рассказов
3. Обучение составлению рассказов
3.1. по серии сюжетных картин
3.2. по сюжетной картине
«Речь – удивительное сильное средство, но
нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»
Г. Гегель
Публикация «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
1. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются психологами, философами, педагогами, как узел, в котором сходятся все линии психического развития : мышление, воображение, память, эмоции.
Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение человека. Владеть по возможности всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры речи.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее он будет им пользоваться в дальнейшем. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой – то мере исключает их из игр, занятий.
Основные задачи речевого развития :
1)Восприятие звуковой культуры речи.
2)Формирование фонетической стороны речи.
3)Словарная работа.
4)Формирование грамматического строя речи.
5)Формирование лексической стороны речи.
6)Развитие связной речи : диалогической, монологической.
7)Подготовка к обучению грамоте.
8)Восприятие интереса и любви к художественному слову.
Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи, меняются средства обучения. Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно? Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть интегративным. Одним из путей создания оптимальных условий для гармоничного развития детей является совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.
2. Технология моделирования:
1)Пересказ текста
2)Заучивание стихов
3)Составление описательного рассказа об единичных предметах
4)Составление рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине
5)Составление рассказов из личного опыта
6)Рассказывание с элементами творчества
При этом наглядное моделирование способствует:
- усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибутов художественного произведения заместителями);
- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
- обучению составлять рассказы – описания по сюжетной картине.
3. Остановимся подробнее на использовании моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине и серии сюжетных картинок.
Виды рассказывания по картинам :
1. Описание предментых картин – это связное последовательноеописание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий.
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
3. Рассказ последовательной серии картин : дети рассказывают о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине : дети придумывают начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Им требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта.
Пример описания картины И. Левитана “Весна. Большая вода. ” Ребенком 6, 5 лет: “Расстаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горе домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу”.
3.1. Составление рассказов по серии сюжетных картин
Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией сюжетных картинок позволяет детям освоить логические операции и верно выполнять задание. Составлению рассказов по серии должна предшествовать подготовительная работа.
С помощью дополнительных вопросов анализируется содержание будущего рассказа, продолжается работа над лексико-грамматическим материалом. Новые слова уточняются, закрепляются в разных грамматических формах и связях. При составлении рассказов по серии картин дети одновременно упражняются в составлении диалогов применительно к конкретной ситуации.
Очень важно педагогу создавать у детей мотивацию этой деятельности и стимулировать положительное эмоциональное состояние в процессе работы и по ее окончании.
Примеры мотивации:
- Для детей 3-х лет пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст, вслух положительно оценить серию картинок, сложенных в нужной последовательности.
- Для детей 4-5 лет целесообразно использовать мотив оказания помощи какому-либо герою (например, Незнайка хочет разобраться в картинках).
- Дети 5-7 лет с удовольствием испытывают мотив соревнования (работа на скорость, подготовка к школе или игра в “сыщиков”).
В процессе обучениядетей рассказыванию по серии картин необходимо сформировать у них элементарные представления о структуре текста, о том, что любой рассказ имеет начало, середину и конец.
Общие принципы работы с серией картинок :
1. Обучение работе с серией картин начинать с 3-летнего возраста.
Для составления первых серий предлагается 2-3 картинки “Девочка купает куклу”, “Девочка одевается” и др.
2. К 4 годам предлагаются серии с 4-5 картинками. Сюжеты отражают реальный опыт детей (кормление, процессы умывания, отход ко сну).
3. Детям в 5 лет можно включать серию из 6 картинок, отражающие события, знакомые детям (прогулка в лес, поход в зоопарк, в магазин игрушек).
4. Детям 5-7 лет можно предлогать серии 6-8 картинок, связанных с личным опытом детей, наблюдаемыми событиями.
Картинки могут быть оформлены в виде комиксов. Детям не должна быть заранее известна последовательность действий.
Организация работы с серией сюжетных картинок :
Работа ведется с подгруппойили индивидуально. В утренне или вечернее время, в спокойной обстановке. Время игры с серие картин не должно превышать :
- для детей до 4-х лет – 5-6 минут
- для детей до 5 лет – 10 минут
- для детей до 7-ми лет – 15 минут
Этапы работы с серией картин :
1. “Паровозик из картинок”
2. “Назови место, где происходят события”
3. “Определи время событий”
4. “Найди общих героев на картинах”
5. “Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает”
6. “Что за чем”
7. “Составь рассказ”
Базовая модель составления рассказа :
1. Однажды…
2. В таком-то месте…
3. Такой-то объект…
4. Делал (делали) то-то для того-то…
5. Потом делал (действие и цель действия…
6. И далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий.
7. В результате получилось то –то и то-то (обобщение)
8. Придумать название получившемуся рассказу.
3.2. Составление рассказа по сюжетным картинам
Для составления рассказа используют многофигурные картинки с изображением нескольких групп действующих лиц хорошо знакомого детям сюжета. («Дочки – матери», «Зимние развлечения» и т. д.) Но не стоит ограничиваться только картинами, предназначенными для дошкольников. Также детям предлагается жанровая живопись, способная волновать ребенка, вызвать желание обсудить увиденное («Иван царевич на сером волке», «Три богатыря» В. М. Васнецова и другие). Надо, чтобы ребенок видел особенности композиции картины, цветовой палитры, сумел выразить свое отношение к изображенному сюжету на картине, при описании жанровой картины – почувствовал мастерство художника и его настроение. При анализе картины необходимо уделять внимание построению рассказа,. В качестве плана при составлении рассказов по картине хорошо использовать карточки – символы :
- вопросительный знак;
- символ, обозначающий место действия;
- действующие лица, изображенные на картине;
- действия героев картины;
- их одежда;
- настроение и характер действующих лиц;
- цветовая палитра;
- символ «сердце» (дети рассказывают о том, какие чувства вызывает у них картина)
При выборе картины с использованием символов дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяют их пространственным расположением, описывают изображенные объекты, выражают свое отношение к картине. Работа по картине проводится как индивидуально, так и на подгрупповых занятиях. В процессе подготовительной работы дошкольники учатся анализировать и обобщать изображение на картине, у них формируется целостное и одновременно дифференцированное представление об изображенной ситуации. На фронтальном занятии дети справляются с заданием составить рассказ по картине, могут логично, связно предать содержание, употребляя разнообразную лексику и образные сравнения.
Общие требования к организации работы с картиной :
1. Работу по обучению детей рассказу по картине рекомендуется проводить, начиная со второй младшей группы.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий (2-3 недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой и индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Этапы обучения рассказыванию по картине :
Младшая группа:
- В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще самостоятельно дать связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.
- Основные задачи педагога в работе по картине сводятся к следующему:
1) Обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное.
2) Постепенный переход от занятия номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющими в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
- Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие обычно включает две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ педагога.
Средний дошкольный возраст:
- Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам педагога, а затем по его образцу.
- Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, которые заканчиваются обобщением, которое делает воспитатель или дети.
- Можно использовать лексико-грамматическое упражнение «Продолжи предложение»
Старший дошкольный возраст:
- На занятиях в старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов.
- В подготовительной группе используются все виды рассказов по картине : описательный рассказ по предметным и сюжетным картинам, повествовательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.
- В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное по картине. Выделение существенного. Наиболее ярко выступают в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник?», «Придумаем Название», «Как можно назвать эту картину?»