Ларионова Тамара Ивановна
Использованием музыкально-речевой интонации в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное искусство, как никакое другое, адресовано к миру человеческих чувств. Начиная с самых ранних этапов музыкального воспитания, необходимо развивать две стороны музыкальности: слуховую и эмоциональную. Чтобы эмоциональная отзывчивость на музыку у ребенка развивалась достаточно успешно, нужно развивать его эмоции, обогащать «палитру» его чувств не только музыкальными средствами. Ребенок не должен просто испытывать какие-либо эмоции во время звучания музыки, но и эмоционально переживать выразительное значение музыкальных образов. Между звуковыми образами и эмоциями должна способствовать активизация такого фактора, как интонационно-речевой опыт. Педагогике известны такие случаи, когда при достаточно хорошем, можно сказать абсолютном слухе ребенка, эмоциональное реагирование на музыку отставало. При этом восприятие не было полноценным.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Музыкальное искусство связано с жизнью. Восприятие музыки, понимание ее языка обуславливаются не только музыкальным, но и всем жизненным опытом человека.
Действия слухового восприятия формируются по тем же законам, что и действия восприятия зрительного, но это происходит в другой форме. Внешние ориентировочные действия при обследовании звуков заключаются в том, что ребенок подстраивает, приспосабливает к этим свойствам свои движения, прежде всего, движения голосовых связок, он пропевает мелодию, проговаривает речевые звуки. Ребенок вначале слышит мелодию, слова слитно, нерасчлененно. Возможность улавливать свойства мелодии, вычленять звуки в слове возникает и развивается по мере того, как дошкольник сам овладевает умением изменять движения голосового аппарата в соответствии с особенностями слышимых звуков, воспроизводить их. В развитии слухового восприятия существенное значение имеют движения рук, ног, всего корпуса. Подстраиваясь к ритму музыкальных произведений или стихов, движения помогают ребенку вычленить этот ритм. Развивающее чувство ритма ребенок начинает активно проявлять совершая ритмические движения, произнося слова в определенном ритме.
Музыка имеет свою специфику. Тогда лишь она становится источником познания, когда ее язык понятен слушателю. [/b] Чтобы воздействовать на формирующееся сознание ребенка средствами музыки, необходимо научить понимать ее язык и развивать восприимчивость к ней. Слово является главным средством, которое усиливает действие музыки. Активизируя внимание, пробуждая фантазию, оно раскрывает и делает понятным то, что прошло бы незамеченным, проскользнуло бы, не задев чувства и не оставив след в памяти. Только в соединении со словом музыка приобретает свое воспитательное значение.
При первом знакомстве с произведением я ставлю своей целью помочь детям услышать самое основное и существенное в песне или в инструментальной пьесе. Мои беседы направлены на то, чтобы облегчить маленьким слушателям восприятие. Мне важно, чтобы ребенок постиг содержание произведения в целом, понял его характер, проникся его настроением. В краткой вводной беседе перед исполнением пьесы или песни я стремлюсь разъяснить детям содержание, по возможности образно и конкретно. Многое зависит от нас – музыкальных руководителей. Насколько ярко преподносятся детям пояснения, насколько глубоко удается задеть их чувства. Значение имеют и интонация голоса, и мимика – весь комплекс впечатлений.
Важным моментом является обсуждение услышанного. Беседа о музыке – это, прежде всего разговор о том впечатлении, которое произвело на детей прозвучавшее произведение. Дети – слушатели обязательно должны стать собеседниками самостоятельно думающими, размышляющими, высказывающими вслух свои мысли и суждения. А для этого я стараюсь создать атмосферу доверительного общения. Не тороплю детей – даю им возможность осмыслить услышанное, не нарушаю настроение, вызванное музыкой. Выдерживаю небольшую паузу, а затем с помощью наводящих вопросов выясняем характер музыки: понравилась ли она? Какие чувства вызвало прослушанное произведение? Какую мысль хотел передать композитор? Какие средства музыкальной выразительности он для этого использовал?
Начинаю разговор с простых вопросов, так как ответы на них вызывают доверие у ребят к самим себе, веру в собственные силы, а это не едва ли важное условие увлеченности. Потом вопросы постепенно усложняются и более сложные чередуются с более простыми. Важно выяснить жизненные связи музыки, ее социальную сущность, что она изображает объективные предметы и события жизни, явления природы: что выражает внутренний мир человека, его чувства, мысли. Считаю целесообразным обратить внимание на характер интонаций в той или иной пьесе и в связи с этим переход от одного настроения к другому.
Так, послушав пьесу «Январь» обращаю внимание ребят на то, как меняется характер мелодии. Сначала музыка звучит нежно, мягко. Но внезапно музыкальная фраза зазвучала тревожно. Что нарушило покой? Может быть в сказке, которую бабушка в сумерках рассказывает своим внукам, говориться о чем-то тревожном. Этого мы не знаем: ведь каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то свое, мысленно рисует свою картину. Но какой бы она не была, настроение у всех похожее – ощущение тревоги. Потом музыка опять затихает, успокаивается, – улеглась в душе тревога. Снова тихая мелодия, словно пережитая тревога оставила в душе какой-то след.
Совсем иная по характеру музыка «Марта» – весенняя, светлая, мелодичная, нежная. Чьи трели слышны в музыке? Кто прилетел к нам в марте и оповещает о начале весны? Вероятно, дети смогут определить другое название пьесы – «Песня жаворонка» .Обращаю внимание на то, что звучание мелодии переноситься композитором в различные регистры (верхний и нижний). Благодаря этому, мы ощущаем в музыке простор, парение жаворонка высоко в небе.
Конечно, беседа о музыкальном произведении удастся, если это произведение будет отражать реальные жизненные ситуации, а музыка будет яркой, образной, естественной, в своем развитии, доступной восприятию детей.
Продумывая план беседы, стараюсь установить единство словесной и музыкальной частей беседы.
Мои беседы протекают, главным образом, в форме вопросов. Когда перед детьми стоит, конкретна задача, когда они должны дать ответ на поставленный мною вопрос, то отношение их к слушанию совсем иное, чем обычно. Путем вопросов я стараюсь не только мобилизовать их внимание, но и уточнить их представления.
Высказываясь, дети закрепляют то, что усвоили раньше, многое для них становится яснее в процессе высказываний. Постепенно расширяя кругозор детей, беседы знакомят с явлениями окружающей действительности через посредство музыкальных образов. Рассчитывать на то, что ребенок запомнит все содержание бесед, нельзя, но если даже не запомнит, все же в душе его останется след.
В моей работе также учитываются задачи развития слуха детей. Слух помогает ребенку учиться и говорить и петь. Слух способствует формированию эстетического вкуса ребенка, регулирует его голосовые проявления. С самого раннего возраста, как только ребенок начинает слушать и постепенно слышать, голосовой аппарат все время совершает различные движения, связанные с речью и пением. Эти движения служат ему правильной подготовкой к правильному произношению и пению. Б. М. Теплов тоже отмечает связь развития слуха и голоса, устанавливая роль звуковых, музыкальных представлений в обучении детей пению. Принимая во внимание связь развития слуха и голоса, я считала, что развивать музыкальные представления детей необходимо путем слушания им доступной музыки и песни, разучивания музыкальных игр и плясок. Но также, путем разучивания песен, доступных им по трудности, т. е. по тесситуре и диапазону. Обучение пению детей дошкольного возраста развивает не только голос, но и способствует общему музыкальному развитию детей. Работа над раскрытием художественного образа и созданием эмоционального подъема не только поддерживает интерес к песне у детей, но и способствует успешности самого процесса обучения детей пению. Путем выразительного исполнения и разъяснения содержания песни воспитываю у детей любовь к ней и потребность к ее исполнению. Считаю, что исполнение произведений для детей должно быть всегда выразительным. Песни имеют то преимущество, что текст облегчает раскрытие музыкального содержания. Но это возможно в том случае, если произведение реалистично, если текст и музыка неразрывно связаны.
Также на музыкальных занятиях я использую игры с пением. Большинство их носит характер инсценировок. Это такие, как «Шла коза по лесу», «Золотые ворота», «Гори, ясно», «Васька-кот», «Заря-заряница», «Солнышко и дождик». Эти игры я часто использую на праздниках. Инсценировки так же, как и игры имеют огромное значение в развитии речи детей. Составляются они из ранее разученного с детьми материала. В некоторых случаях они подготавливаются с отдельными детьми сюрпризом для остальных. Дети инсценируют песни, народные прибаутки, стихотворения,они очень хорошо смотрятся маленькими зрителями и без лишнего напряжения выполняются детьми.
Активизация интонационно-речевого опыта дошкольников представляется важной частью работы по развитию музыкального восприятия, формированию у детей эмоциональной отзывчивости на музыку.
Литература:
1. Детская психология: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов/под ред. Л. А. Венгер. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1985. с. 213-238
2. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей»
3. Куревина О. А., Селезнёва Г. Е. «Путешествие в прекрасное», методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. Москва «Баланс» - 4. Скопинцева, О. А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О. А. - Волгоград, 2010
5. Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г. - №1. – с. 10
6. Тютюнникова,Т. Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с. 4 1999г.