Ольга Ларькина
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике с дошкольниками 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – бесценный дар,
потеряв его в молодости
не найдёшь до самой старости.
Так гласит народная мудрость.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья и речи детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением, умственные перегрузки - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье, психику и речь дошкольника.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике с дошкольниками 5–7 лет» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с дошкольниками здоровьесберегающих образовательных технологий. Целью которых становиться - оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей. Ведущим принципом – учет личностных особенностей ребенка, учет детских интересов и предпочтений в ходе воспитания и обучения.
Система логопедической оздоровительной работы в нашем ДОУ предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий.
Портрет ребёнка, имеющего речевую патологию:
это ребёнок с низкой работоспособностью,
повышенной утомляемостью,
с несформированной произвольностью психических процессов,
вдобавок ещё и часто болеющий.
Здоровьесберегающая технология -
это целостная система воспитательно-оздоровительных,
коррекционных и профилактических мероприятий,
осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача.
Принципы здоровьесберегающих технологий :
-принцип «Не навреди!»;
-принцип сознательности и активности;
-непрерывности здоровьесберегающего процесса;
-систематичности и последовательности;
-принцип доступности и индивидуальности;
-всестороннего и гармонического развития личности;
-системного чередования нагрузок и отдыха;
-постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
-возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
Десять «золотых» правил здоровьесбережения :
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
В своей практической деятельности выделяю 3 вида современных здоровьесберегающих технологий :
1 Технологии сохранения и стимулирования здоровья : динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая, тонирование.
2 Технологии обучения здоровому образу жизни : проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж.
3 Коррекционные технологии : кинезиология, технология воздействия цветом, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су – Джок терапия, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.
Система логопедической оздоровительной работы в нашем ДОУ предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий.
Традиционные и нетрадиционные методы в логопедической практике :
артикуляционная гимнастика;
упражнения для развития дыхания;
гимнастика для глаз (профилактика зрения);
развитие общей моторики;
логопедический и пальцевый массаж, Су – Джок терапия;
аурикулотерапия (лечебное воздействие на точки ушной раковины);
изо-терапия (рисование фасолью, горохом, палочками и т. п.);
биоэнергопластика (движений артикуляционного аппарата и движения кисти руки).
Предлагаю остановиться сначала на первой группе технологий, направленных на осуществление основной профессиональной деятельности.
Артикуляционная гимнастика
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
улучшить подвижность артикуляционных органов;
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их (нервную проводимость)
Развитие речевого дыхания
• стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы;
• дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями;
• дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое)
• способствует насыщению кислородом каждой клеточки организма.
• развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма
• нормализация психо-эмоционального состояния
• повышение иммунитета
Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.
Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.
Гимнастика для глаз
Поможет Вам восстановить и сохранить зрение. Ваши глаза будут отдохнувшими и здоровыми.
Развитие общей моторики
Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели. Проводятся в игровой форме в середине занятия.
Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, Су – Джок терапия)
Позволяет:
стимулировать действие речевых зон коры головного мозга;
совершенствовать психические процессы;
облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
вызывать интерес и яркий эмоциональный настрой.
Су – Джок терапия
Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Точечный массаж
Укрепляются защитные свойства организма
Самомассаж рук
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Изо – терапия (манкотерапия, пескотерапия)
это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии.
Терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
Биоэнергопластика
Соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Все вышеперечисленные технология проводятся мной ежедневно, либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даё т положительные результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение работоспособности, выносливости;
- развитие психических процессов (восприятия, внимания, мышления);
- улучшение зрения;
- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики,
- повышение речевой активности;
- увеличение уровня социальной адаптации.
Желаем Вам цвести, расти,
Крепить свое здоровье
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
С. Я. Маршак.