Ирина Губанова
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Для нашего детского сада проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников особо актуальна, так как контингент воспитанников нашего детского сада это дети с ослабленным здоровьем.
Мы в нашем детском саду реализуем здоровьесберегающюю технологию АСРС «Обучение и воспитание в условиях активной развивающей среды» авторов Башканова, С. А. Уланова, А. А. Шульга, созданная на основе технологии Бозарного.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» размещена в разделах
Данная технология предлагает использование множества ориентиров для профилактики зрительного утомления, приемов, нацеленных на укрепления зрения, что очень важно для наших воспитанников.
Проанализировав программу «Радуга» и здоровьесберегающюю технологию АСРС, пришла к выводу, что она не противоречит, а только дополняет друг друга в реализации наших задач:
1. Охрана и укрепление здоровья детей, формировать навыки здорового образа жизни.
2. Способствовать полноценному физическому и психическому развитию каждого ребенка.
3. Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Ребенок устает от неподвижности быстрее, чем от активного движения. От грамотного баланса между покоем и движением зависит эффективность учебного процесса. Основными структурными компонентами АСРС является, активна предметно развивающая среда и определенным образом выстроенное образовательное поле.
Для оптимизации режима двигательной активности в своей группе я использую дополнительные столики, ковер, подоконники. Во время занятий дети меняют позы. Они свободно перемещаются по группе, переходя от одного объекта к другому. Ребята выполняют работу сидя или стоя при этом учебный процесс продолжается. В режиме снятия напряженности, направленного на профилактику зрительного напряжения, использую офтольмотренажер. На указку я прикрепляю предметную картинку или геометрическую фигуру, в зависимости от тематики занятия, и двигаю указку по определенным траекториям. При этом даю установку. Пример: «Догони глазами птичку», или «Проследим путь звездочки». На указке поместив геометрическую фигуру, например круг, я предлагаю детям построить с снеговика или бусы.
На занятиях по математике. Где идет большая зрительная нагрузка я использую офтольмотренажер с системой универсальных символов СУС. Он представляет комплекс геометрических фигур в виде двух эллипсов, кругов и креста. Каждый элемент имеет стрелку, указывающую направление для перемещения взгляда ребенка. Эффективность использования данного вида зависит от размера, чем больше общий размер. Тем больше двигательная амплитуда зрительного анализатора, тем выше результат. Офтальмопаузу я провожу на каждом занятии продолжительностью 1,5 -2 минуты.
В режиме смены зрительной рабочий дистанции, режиме поиска с учебно - методическим пособиям и наглядным материалом в условиях регулярного изменения удаленности объекта я использую держатели, подвески. Если идет демонстрация мелкой картинки или цифры использую узкий держатель, а для демонстрации более крупного изображения держатель формата альбомного листа. Для работы с наглядным материалом использую сенсорно – дидактические подвески. Они в нашей группе выполнены в виде обруча, на них прозрачные нити с креплениями, что важно для эффективности зрительного восприятия. В своей работе активно использую пейзажное панно, которое есть в нашей группе. Недостаточная сюжетная насыщенность позволяет разнообразно оформлять его перед занятием. Это панно мы используем в режиме наглядно-образного моделирования, дающий ребенку возможность раскрыть свой творческий потенциал при ситуативном, предметном моделировании. У ребенка есть возможность создавать композицию, добавляя или убирая отдельные ее детали. Количество элементов АСРС определяю на каждое занятие.
Но самое главное ядро АСРС отношение педагога и воспитанников. На занятиях стараюсь создать такую атмосферу, где дети чувствуют себя свободно. Не боятся высказывать свою точку зрения, что позволяет успешно развивать речь детей, познавательную и творческую активность. Благодаря демократическому стилю общения, в группе создана атмосфера дружелюбия и взаимопонимания, свободы выбора.
Программа «Радуга», в разделе формирования математических представлений у ребенка, значительно отличаются от других программ.
Хочу поделиться и рассказать, какая работа ведется в средней группе, так как предлагаю вам просмотреть занятие по этой возрастной группе.
Целенаправленной задачей работы с детьми данного возрастного возраста является формирование представлений о числе первого десятка как о существенных явлениях окружающего мира. Важно обратить внимание на то, что в данной программе не количественная характеристика выбирается основой для знакомства с числом, а вытекающая из нее качественная. В отличие от традиционной программы нам предлагают сконцентрировать внимание детей данного возраста на тех явлениях, в которых количество точно определено. Например, с числом один связываются представление о том, что бывает только единственным, с числом два, что бывает парами и т. д. Число предстает перед ребенком в качестве персонажей. Они содержательные, а не развлекательные. Они представители и жители того мира абстрактного мышления, в который мы погружаем ребенка. Это не Карлсон и не медвежонок, это оживленные числа. Знакомство с каждым числом требует проведения нескольких занятий.
Как примерно проходят занятия по каждому числу:
1. Музыкальное вступление, исполнение на любом музыкальном инструменте. Эта музыкальная фраза включает столько различных по высоте звуков, какое число будет рассмотрено.
2. Праздник – это знакомство с новым числом и появление его в качестве персонажа Математического театра в коробке.
3. Рассказ о появлении числа и поиск «явлений» персонажа в предметном мире, в природе, в искусстве.
4. Взаимодействие с данным персонажем в ходе продуктивной деятельности в рисование и лепке цифр, рассматривании ее в разном геометрическом исполнении.
5. Создание абстрактного геометрического панно по соответствующему классу геометрических исполнений.
6. Составление коллективного коллажа на тему изученной цифры – страница числового фриза, который потом помещается на стене в рамки (паспорту).
Для того, чтобы реализовать индивидуальный подход к образованию детей и созданию условий для полноценного развития не только слабых детей, но и способных детей, программные задачи проходят по 3 уровням:
1 уровень – удовлетворительный с точки зрения готовности к обучению.
2 уровень – усвоение материала обеспечит ребенку высокий уровень готовности к обучению.
3 уровень – включает материал, который дает детям ознакомиться с целью формирующих у них представлений. Этот уровень затрагивает только сферу представлений, а не навыков.
К концу года по первому уровню дети должны:
1. Познакомиться с числами первого десятка.
2. Считать наизусть в пределах десяти.
3. Правильно употреблять слова выражающие размер большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий.
4. Стимулировать эстетическое отношение к цифрам и интерес к дизайну.
5. Различать сферу и шар.
6. Правильно употреблять название геометрических фигур.
7. Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству.
Я предлагаю вам посмотреть занятие по математики, где мы используем математический театр. Тема: Знакомство с числом пять. Пятиугольники. Геометрические звезды.
Цель: Формирование представления о числе пять, как о существующем признаке окружающего мира.
Задачи:
1. Познакомить с числом - Числом пять.
2. Познакомить детей с новой геометрической фигурой – пятиугольником.
3. Учить находить предметы, где присутствует число пять.
4. Совершенствовать навыки числа пять.
5. Развивать внимание и логическое мышление.
6. Воспитывать дружеские взаимопонимания, умение сопереживать своим сверстникам.
Работая с детьми, я могу сказать. Что все дети одарены природой одинаково, все талантливы и выбирать надо не детей, а метод их воспитания с самого раннего детства. И этот метод – максимальное развитие их способности, на основе создания условий для физического и психического развития каждого ребенка.