Ксения Ермакова
Использование здоровьесберегающих технологий на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы :
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий на прогулке» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
• Приобщение детей к физической культуре.
• Использование развивающих форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
В практике дошкольных образовательных учреждений используются разные виды здоровьесберегающих технологий. Мы охарактеризуем ту часть, которую можно использовать в работе с детьми на прогулке.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используются лишь элементы спортивных игр.
Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:
• дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
• совершенствование имеющихся у детей навыков основных движений путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
• развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;
• воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10 - 12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30 - 40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр ("Запуск ракеты", "Пожарные на учении", "Спортивные состязания" и т. д.) [9].
Следует учитывать, что дети постоянно и довольно разнообразно двигаются на участке. Увлеченно двигаясь по участку, активно участвуя в подвижных играх, занимая интересной самостоятельной деятельностью, ребенок достигает хороших результатов без приложения сверх усилий, как бы само собой. Подвижные игры, игровые упражнения являются основным обязательным компонентом каждой прогулки.
Оздоровительный бег на воздухе.
Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к детям. Детям 5-6 лет с высоким и средним уровнем двигательной активности предлагают пробежать два круга (500м, а детям с низким уровнем двигательной активности – один круг. Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем двигательной активности пробегают 3-4 круга, а малоподвижные – 2 круга.
Вначале проводится небольшая разминка для всех групп мышц. В самом начале дети бегут «стайкой». Первые один-два круга воспитатель бежит с ними, следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Воспитатель находится то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям предлагают самостоятельно пробежать еще один-два круга. При этом воспитатель контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.
Оздоровительный бег на воздухе.
Может проводиться ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. Болезни глаз у детей - не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей. Особое внимание необходимо обращать на детей, входящих в группу риска. К сожалению, данные неутешительны: у 80% детей за период школьного обучения снижаются показатели остроты зрения, а также нарушается рефракция. Перед педагогами стоит важная задача: сохранить зрение детей и остановить болезни, если они уже возникли. Профессор Г. Г. Демирчоглян пищт:
«Педагоги могут и должны сделать все возможное для нормального развития детского зрения». В связи следует больше уделять внимания охране и гигиене зрения детей, проведению различных занятий, игр и упражнений, способствующих улучшению зрительных функций. Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми является зрительная гимнастика. В работе мы используем разные виды упражнений.
Зрительную гимнастику должны проводить не менее 2 раз в день в течение 1 –1,5, 3 минут.
Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения должны включатся игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки и т. д. Кроме того, для каждого возраста на верандах для прогулок необходимо создать условия для проведения упражнений для глаз.
Гимнастика дыхательная. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Вырабатывая навыки рационального дыхания, используются дыхательные упражнения, выполнение которых предполагало его активизацию. В дошкольном возрасте решает следующие задачи:
• Повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
• Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо - и кровообращения в легких, улучшение деятельности сердечно - сосудистой системы и кровообращения.
В структуру дыхательной гимнастики положено применение статических, динамических и специальных дыхательных упражнений. Они также могут быть применены на фоне общеукрепляющих общеразвивающих физических упражнений. Соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнений может составлять 2:1. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиннным и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо, шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ау, ух, ох, то есть с помощью звуковых дыхательных упражнений.
В комплексы дыхательной гимнастики можно включать элементы надувания резиновых мячей, игрушек (в заключительной части). Надувание игрушек и мячей следует начинать с 3-4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2-3 выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребнок вдыхал только через нос. Например: «рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур, дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций (короткие и прерывистые вдохи и выдохи – «паровозик», медленные и размеренные – «океанский лайнер») и др.
1. Технология обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие. Особое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале. Одно занятие в неделю обязательно проводится на прогулке. Длительность занятий определена в соответствии программой, по которой работает ДОУ. При проведении занятия на прогулке воспитатель должен учитывать время года, наличие оборудования на участке, особое внимание уделить одежде детей – она должна не стеснять движений ребенка.
2. Коррекционные технологии
Арттерапия. Одной из развивающих форм оздоровительной работы является артерапия, которую можно использовать в работе с детьми со средней группы. Рекомендуются игры-упражнения с использованием изобразительных материалов, которые помогают снимать эмоциональную напряжённость детей, осознавать им свои чувства, переживания, учат управлять ими. Это такие упражнения как «Рисунок на асфальте», «Восковой рисунок», «Пальцевая живопись», «Волшебный салют» и др.
В летнее время большое внимание уделяется аквагимнастике, т. е. упражнениям, выполняемым в воде в надувном бассейне на свежем воздухе 2-3раза в неделю. Эти упражнения обладают поистине чудодейственными свойствами. Они повышают тонус организма, благотворно влияют на его важнейшие системы – сердечно - сосудистую, нервную, дыхательную. В результате у детей повышается общая сопротивляемость организма.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.