анна глазырина
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.
В соответствии с новыми нормативными документами, введением ФГОС, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Одной из главных задач дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Необходимо обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим педагогу самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. Все это требует внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и образовательную область «Музыка», и интеграцию оздоровительной работы с музыкально-образовательной.
“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.
П. Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.
В «Методике музыкального воспитания»Н. Ветлугина пишет "пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность".
В официальной медицине создано целое направление – музыкотерапия. Таким образом, музыка – это, во-первых, одно из средств физического развития детей, и, во-вторых, фактически между этими двумя явлениями («музыка» и «здоровье») можно поставить знак равенства.
Научная основа базируется на программах и методических пособиях: --по музыкальному воспитанию - Н. Ветлугиной, О. Радыновой, Т. Тюттюнниковой, К. Орфа, А. Бурениной, М. Картушиной;
-по воспитанию здорового ребенка и диагностике - В. Алямовской, Г. Урунтаевой, А. Галанова, В. Кудрявцева, Н Ефимова, А. Стрельниковой.
Подробно разработала эту тему О. Н. Арсеневская. В своей работе "Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях" она описала большое разнообразие здоровьезберегающих технологий и обосновала их применение на МОД.
Цель— оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыка», что обеспечит каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, создаст условия для гармоничного развития, эмоционального благополучия и своевременного всестороннего развития каждого ребенка.
Опираясь на современные программы и методики по музыкальному образованию и оздоровлению детей, формулируются следующие задачи:
• Оптимизация развития основных структурных компонентов музыкальности детей, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий :
- обеспечение комфорта детей в различных формах организации НОД и совместной деятельности.
• Сохранение и укреплепление психофизического здоровья детей :
- развитие сенсорных и моторных функций.
- профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний.
Обоснование необходимости применения здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя.
Нормативно-правовая база требует внедрения этих здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Казалось бы, зачем музыкальному руководителю применять их в своей музыкальной практике? Сегодня можно констатировать сужение понятия "здоровье". Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической. А в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Все многовековые исследования целебной силы музыки доказывают, что музыка - это одно из самых эффективных средств физического и эмоционального развития человека. Музыкальные способности занимают важное место в структуре интеллекта и общих черт личности.
Современные здоровьесберегающие технологии возможно и необходимо использовать в музыкальной деятельности :
1) Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме в традиционной образовательной деятельности, праздниках и развлечениях.
2) Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни в интегрированной музыкально – валеологической деятельности.
3) Новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни.
4) Активное сотрудничество музыкального руководителя с воспитателями, логопедами, медицинским работником ДОУ.
Воздействие музыки на человека проявляется следующим образом:
• Звучание ударных инструментов дают ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически бодрят, придают человеку силы.
• Медные духовые инструменты мгновенно выводят человека из состояния сна и действуют на него подобно звуковому холодному душу.
• Интеллектуальной сфере более всего соответствуют клавишные инструменты, которые ярче всего проявляют в фортепианном звучании. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей, по сравнению с другими музыкантами, памятью.
• Совершенно другая структура звука у струнных инструментов. Они прямо воздействуют на сердце. Струнные, особенности скрипки и виолончели, гитары, ориентированы на развитие сострадания. Известно выражение, что скрипки «смеются и плачут», соединяют людей, способствуют созданию особого настроя, при котором чрезвычайно хорошо решаются вопросы милосердия.
• Вокальная музыка воздействует на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение не просто говорить, но интонировать и модулировать свои слова и выражения становится настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного образа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, работающего в сфере коммуникаций.
Итак, с одной стороны - музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии, используемые в музыкальной деятельности, помогают развитию музыкальных способностей дошкольников.
Таким образом, становится ясно, что использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя выступает как необходимое условие полноценного развития детей.
Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика корригирующая- (от лат. corrigo - выпрямляю, исправляю) — разновидность лечебной гимнастики. У детей представляет собой систему спец. физ. упражнений, применяемых в осн. для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника; оказывает и общеукрепляющее действие на организм (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет определённые мышечные группы; восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника, вырабатывает правильную осанку).-сказать про картотеку, кот. я могу скинуть на флэшку., гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии : арттерапия— это достаточно глубокая форма психотерапии, дополняющая основную терапию при лечении неврозов, депрессий, при стрессовых ситуациях, повышенной тревожности. направлений в арт-терапии: сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т. д., технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Классификация здоровьесберегающих технологий :
1 группа – медико-профилактические.
• организация мониторинга здоровья дошкольников, контроль питания
• организация профилактических мероприятий в детском саду;
• организация контроля требований СанПиНов;
• организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии.
• развитие физических качеств
• закаливание,
• дыхательная гимнастика,
• массаж и самомассаж,
• профилактика заболеваний
3 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.
Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов.
4 группа - технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка.
Основная задача этих технологий - обеспечение эмоционального комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
5 группа - технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей.
Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни и обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Одним из важнейших средств развития музыкальности и оздоровления детей является образовательная среда в ДОУ. И эта среда должна отвечать всем критериям комфорта. Структурными составляющими комфорта психологи считают: психологический комфорт, интеллектуальный комфорт, физический комфорт. Их единство в образовательной деятельности свидетельствует об эффективной организации среды и взаимодействия её субъектов.
Психологический комфорт - это положительные эмоции, способы взаимодействия детей со средой и её субъектами, это прежде всего гуманно-личностный подход, субъект-субъектные отношения.
Интеллектуальный комфорт- достигается через соответствие между способностями, возможностями, интересами ребёнка и содержательно-педагогическими условиями среды.
Физический комфорт -характеризуется соответствием между телесными потребностями ребёнка и предметно-пространственными условиями среды.
Комфортная среда – это внутреннее пространство ДОУ, система её условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье детей.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ- это МОД, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Процесс музыкального воспитания дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий включает в себя следующие формы:
• непосредственная образовательная деятельность;
• непосредственная образовательная деятельность валеологической направленности;
• праздники и развлечения;
• музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников.
В музыкально-образовательной деятельности здоровьесберегающие технологии используются комплексно, в игровой форме:
• перед пением песен –необходимо заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок;
• музыкально-ритмические движения полезно совмещать с речевыми играми;
• а танцевальную импровизацию полезно совместить с музыкотерапией.
Музыкально-оздоровительная работа предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий :
Ритмопластика:
Основная направленность элементов ритмопластики на МОД, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает при этом ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей.
Дыхательная гимнастика
Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
1. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
2. Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
3. Улучшает дренажную функцию бронхов;
4. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
5. Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.
Повышаются и развиваются певческие способности, объясняется детям о правильной осанке, о том, что на вдохе не надо втягивать живот, поднимать плечи вверх.
Артикуляционная гимнастика
Повышается уровень развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание. Проводится сидя, т. к. в таком положении спина прямая, тело не напряжено, ребенок должен хорошо видеть себя и взрослого, поэтому можно использовать зеркало
Вокалотерапия
Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса - хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств.
Звук «А-А-А» - стимулирует работу легких, трахеи, гортани, оздоравливает руки и ноги.
Звук «И-И-И»- активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.
Звук «У-У-У»- усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха,
Звук «М-М-М» - с закрытым ртом снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.
Использую такие пропевания в музыкальной НОД как сигнал перед изменением вида деятельности, это способствует сосредоточенности внимания.
Игровой массаж
1000 лет назад тибетские врачеватели установили, что нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Цель-научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, печень, легкие, кишечник, воздействуя на биологические активные точки тела.
Пальчиковая гимнастика
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. На МОД пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра.
1. Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
2. Совершенствует внимание и память;
3. Формирует ассоциативно-образное мышление;
4. Облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма
Фонопедические упр-ия
Цель: активизация фонационного выдоха, т. е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.
Речевая игра
Это одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в муз. воспитании. Доказано, что муз. слух развивается совместно с речевым.
Психогимнастика
Прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Танцетерапия
Танец, помимо того, что снимает нервно- психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом, а это даёт определённый психотерапевтический эффект.
Сказкотерапия
Сказка – любимый жанр детей. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты. Интересный прием включать сказки в содержание сценариев праздников и занятий – это либо кукольная постановка, показ взрослыми сказки или детьми. Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приемов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка. Преимущества технологии :
1. Через анализ придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
2. Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
3. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
Игротерапия
Творчество требует от детей координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на их психику, а значит на их психическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребёнку эмоциональных переживаний. Способствует у детей изменению чувств и установок в сторону позитивного принятия себя и окружающего мира.
Музыкотерапия
Одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Праздникотерапия
Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор единственное средство развить ум ребёнка, обучить его и сохранить детство. На праздниках важно настроить детей эмоционально, увлечь за собой в мир музыки и сказки.
Использование здоровьесберегающих технологий дают следующие результаты:
• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• стабильность эмоционального благополучия каждого воспитанника;
• повышение уровня речевого развития;
• снижение уровня заболеваемости;
• стабильность физической и умственной работоспособности дошкольников
Выполняя различные виды оздоровительных методик в игровой форме: гимнастики, упражнения, массаж, релаксация, дошкольники становятся более открытыми, инициативными, жизнерадостными. Обогащается их запас знаний.
Использование инноваций, позволяет обучению иметь познавательный и развивающий характер, способствующий поддержанию интереса у дошкольников к музыкальной деятельности.
Необходимо использовать традиционные форм работы: пальчиковая гимнастика, речь с движением, психогимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения, логоритмика, музыкатерапия. Эти технологии помогают снять повышенное мышечное напряжение, улучшают работу лицевых мышц, способствуют подвижности артикуляционного аппарата, расслаблению детей, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости, развитию общей, мелкой моторики.
Использования нетрадиционных методов использования здоровьесберегающих технологий : помогают воспитанию таких качеств, как: отзывчивость, доброта, коммуникативность, уверенность в себе, целеустремленность, умение творчески мыслить.
1. Игровой Массаж с использованием иппликатора Кузнецова, использование Су-джок терапии, использование ребристых карандашей, грецких орехов.
2. Развитие дыхания-«Обжорка».
3. Гимнастика для глаз.
Свое выступление хочется закончить словами:
«Забота о здоровье – важнейшая работа.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. Сухомлинский
Музыкотерапия-
«Сладкая греза»
Бабочка-красавица
К деткам прилетела,
Крылышками легкими
Деткам помахала.
Баю-баю-баю-бай!
Поскорее засыпай.
Глазки закрываются,
Сказка начинается.
Гимнастика корригирующая-
Кобры- Дети стоят прямо, руки опущены вдоль туловища. Под музыку «Болеро» М. Равеля начинают качаться в разные стороны, сохраняя и руки прямые.
Куклы- Дети «превращаются» в кукол- у них прямые спины, ручки и ножки.
Под веселую муз. «куклы» начинают танцевать, сохраняя осанку.
Психогимнастика
Проводится под спокойную музыку.
Сказочная планета
Предложить детям найти свое сердце, прижав обе руки к груди, и прислушаться, как оно стучит: «тук, тук, тук». Затем каждый должен представить, что у него в груди вместо сердца, кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Предлагается детям послать сказочной планете немного света и тепла, и, может быть, она оживет (руки вынести вперед, кисти рук вертикально закрыть глаза) .
Упр-ие на дыхание
«Шаги»
Передений шаг или «Рок-н-ролл»
Праздник в детский сад пришел-
Все танцуют «Рок-н-ролл!»
Фонопедические упр-ие
Недаром вьюга злится
«В-в-в-ы!», «З-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»
Прошла ее пора.
«В-в-в-ы!», «З-з-зы!», «В-в-в-ы»!
Весна в окно стучится:
«Динь-динь-динь» Коротко и активно в разных регистрах.
И гонит со двора:
«У-у-у-ух!» Глиссандо вверх.
Речевые игры
«Веселый шоколад»
Раз,два,три. четыре,пять,
Бобы какао надо взять.
В порошок все растереть,
Громко песенку запеть:
Вкусный,сладкий шоколад
Приготовить каждый рад!
Продолжаем-6,7,8,
Какао-масло нужно срочно!
Сыпем сахар, ванилин,
Запоем все как один:
Вкусный,сладкий шоколад
Приготовить каждый рад!
9,10-нелегко!
Мы добавим молоко,
Все по формам разольем
И немножко подождем.
Все готов наш шоколад-
Съесть кусочек каждый рад!