Инесса Кучерова
Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется его речь.
Публикация «Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда» размещена в разделах
В каждый период жизни организм ребенка решает определенные приоритетные, жизненно важные задачи. В дошкольном периоде это задачи социальной значимости, и в первую очередь развитие движения и речи [А. Н. Корнев, 2006; В. И. Яшина, 2006; А. Ю. Кабушко, М. Н. Алексеевой, 2011].
Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека, от степени сформированности, которой в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка успешного обучения в школе [В. И. Лубовский, 1989; В. Д. Менделевич, 2001; В. В. Лебединский, 2003; Н. Н. Матвеева, 2004; В. Н. Чернякова, 2005; В. И. Яшина, 2006].
Нарушение речевой функции – это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии. При этом отмечается, что у ребёнка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды [Н. П. Вайзман, 1984; Б. Д. Эльконин, 1989, 2007; М. А. Поволяева, 2003; Т. Н. Ушакова, 2005; Т. С. Овчинникова, 2007].
Если условия первых лет жизни ребёнка благоприятствуют его развитию, то к пяти-шести годам процесс формирования речи в основном завершается. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно. У некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка.
По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в последние годы различные нарушения речи отмечаются у 30% детей, пришедших в первый класс, т. е. объективно в течение начального школьного периода у трети всей популяции детей речевая функция не достигает нормы и требует дополнительных корригирующих воздействий специалистов-логопедов.
1.1 Характеристика средств и методик физической культуры, используемых для коррекции психофизических нарушений детей с ОНР
Обучение и воспитание детей с нарушениями речи осуществляется в системе непрерывного образования, основными ступенями которого являются дошкольное, начальное и среднее образование. С этой целью созданы специальные детские сады, логопедические группы и логопедические пункты в массовых детских садах, логопедические пункты при общеобразовательных школах и специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Ведущая роль в этом процессе принадлежит дошкольным учреждениям, в которых наряду с выполнением общеобразовательных и воспитательных задач предусматривается специальная работа по формированию у детей правильной речи, а также профилактике и коррекции имеющихся двигательных нарушений, связанных с наличием речевой патологии.
Основные задачи обучения детей с различными видами речевых аномалий в условиях специальных дошкольных учреждений включает в себя не только коррекцию ведущего дефекта, но и коррекцию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:
своевременным обследованием детей;
рациональным составлением расписания занятий;
планированием индивидуальной работы с каждым ребенком; наличием планов фронтальных занятий;
оснащением их необходимых оборудованием и наглядными пособиями;
совместной работой логопеда с воспитателем, инструктором АФК и родителями.
Возможности преодоления недостаточности в речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферах во всех возрастных группах лиц с нарушениями речи зависят от своевременного и адекватного применения комплекса медицинских и психолого-педагогических воздействий.
Одним из важнейших направлений развития дошкольников является работа, обеспечивающая физическое развитие и укрепление здоровья детей, преодоление и ослабление недостатков в их психофизическом развитии (в данном случае – нарушения речи). Ее значение определяется тем, что у детей с нарушениями речи зачастую с первых лет жизни наблюдаются разнообразные отклонения не только в психическом, но и физическом развитии.
Физическое воспитание обеспечивает целенаправленное и сопряженное становление системы адаптационных и двигательных способностей личности, ее образованности и потребностей в физкультурном самосовершенствовании.
А своевременное использование системы физического воспитания как эффективного средства коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций позволяют предупредить появление вторичных отклонений у детей с общим недоразвитием речи.
Среди основных концептуальных положений в специальной литературе, касающихся данной проблемы, следует выделить утверждение специалистов о взаимообусловленности функциональных и морфологических изменений, а также представление о значимости движений для развития речевых функций головного мозга (Н. А. Бернштейн, Дж. Брунер, М. М. Кольцова и др., о взаимосвязи физического и психического развития в онтогенезе, о значении моторики в психическом и личностном развитии ребенка, учете сензетивных периодов, а также о деятельностном подходе в развитии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия).
Педагогическое воздействие в целях восстановления нарушенных и развития еще не сформировавшихся двигательных функций предполагает применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения, воспитания и развития детей с общим недоразвитием речи. С этой целью на занятиях физической культурой широко используются различные физические упражнения, однако вопросы методики их применения не получили пока еще должного освещения в литературе.
В своих исследованиях авторы Лалаева Р. И. (2004, Фотекова Т. А. (2000) рекомендуют в процессе занятий с детьми, имеющими речевые нарушения использовать пальчиковые игры, которые развивает мелкую моторику.
Можно выделить два вида тренировочного воздействия. Первый основывается на регулярном использовании того упражнения, которое необходимо освоить; со временем движения становятся более точными, плавными, координированными. При втором способе тренировке активно подключаются вспомогательные упражнения. Пальчиковые игры – это и есть опосредованное тренировочное воздействие, ускоряющее и способствующее становлению и совершенствованию навыка письма.
Комплекс пальчиковых игр дожжен включать в себя:
• Различные игры с пальчиками (сгибание, разгибание, массаж, катание мячика - «ежика» в руках.
• Можно изготовить пальчиковый бассейн (в большой коробке из-под обуви делается несколько отделений, каждое из которых заполняется различными материалами, например, шишками, желудями, рисом, горохом, песком и т. д.
• Погрузить пальцы в песок или воду и легкими движениями создавать «волны».
• Использовать логоритмические упражнения - рассказывание стихов с помощью рук.
Одним средств коррекции двигательных и речевых нарушений является фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесение определенного речевого материала под музыку, это система становления, развития восприятия и воспроизведения музыкальных и речевых звуков, правильного звукопроизношения в словах и фразах с использованием различных видов музыкально-ритмических движений у детей раннего возраста.
Фонетическая ритмика - стимулирует формирование и закрепление навыков произношения.
Фонетическая ритмика помогает ребенку:
• выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;
• нормализовать речевое дыхание, слитность речи;
• корректно воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
• воспроизводить звуки в заданном темпе;
• менять высоту, силу голоса в нормальном темпе, без отклонений от нормы;
• воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
• учит естественному выражению отрицания, смеха и т. п. с помощью жестов и звукопроизношения.
Упражнения выполняются под музыку и без нее. Во время занятия дети становятся в круг. Нужные движения предварительно не разучиваются, а синхронно повторяются несколько раз. В упражнения включаются отдельные звуки, слоги, слогосочетания, слова, словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения, которые знакомы детям и доступны их пониманию. После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Наглядный показ и многократное повторение стимулирует ученика к правильному подражанию.
С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений, которые сопровождают произнесение речевого материала при выполнении упражнений. Элементы фонетической ритмики включаются и в индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.
По данным авторов Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская, (2001) в процессе занятий с детьми, имеющими речевые нарушения рекомендуется использовать артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика - это выполнение специально подобранных упражнений подвижными органами (губами, нижней челюстью, языком) с целью тренировки и совершенствования их мышц, а так же способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
Звуковая дыхательная гимнастика является одним из средств формирования акта правильного дыхания с использованием согласных звуков - р, ж, ш, щ,з, с и гласных звуков - у, о, а, е, и. Для облегчения воспроизведения целесообразно соединять выговаривание указанных гласных звуков с согласными: бр, ж, к, х, причем последние произносятся быстро, а затем следует длительное звучание выбранной гласной. При воспроизведении упражнений с согласными звуками р, ж выдох в самом конце целесообразно заканчивать произношением слога «ох». Например: ж-ж-ж-ох, р-р-р-р-ох.
В начале тренировки можно произносить звуки в течение очень непродолжительного времени - 5-7 секунд, но в дальнейшем время выговаривания постепенно увеличивается и доводится до 30-40 секунд, поскольку в процессе тренировки постепенно возрастает жизненная емкость легких и улучшается функционирование диафрагмы.
В занятия дыхательной гимнастикой необходимо также включать самые простые, легко выполняемые гимнастические упражнения в виде сгибаний, разгибаний, отведений, приведений, вращений конечностями, упражнения на разгибание туловища, наклоны вперед, в стороны. Упражнения же со значительной нагрузкой, вызывающие учащение дыхания, а также связанные с усилием и задержкой дыхания, непригодны.
Цель «Дыхательной звуковой гимнастики» - научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Дыхательная гимнастика способствует укреплению здоровья и взрослых, и детей. Она особенно полезна после физических упражнений, утренней зарядки, игр. Дыхательная и звуковая гимнастики – это профилактика простудных заболеваний.
Речедвигательная ритмика - совокупность движений тела и речевых органов, способствующая снятию напряжения и монотонности речи.
Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений (корпусом, головой, руками, ногами, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Раннее обучение и воспитание способствуют не только успешному исправлению существующего дефекта, но и могут предупредить появление вторичных дефектов.
Речедвигательная ритмика предполагает использование связи движений и речи. Имеется в виду включение речедвигательной ритмики в любую реабилитирующую методику воспитания и обучения детей, как развивающихся в норме, так и с различными отклонениями психофизического развития, с речевой патологией.
Речедвигательная ритмика занимает определённое место в системе комплексного подхода в обучении детей, служит целью нормализации речи, путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы. Занятия и использованием речедвигательной ритмики укрепляют костно-мышечный аппарат детей, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений.
Эта ритмика способствует формированию двигательных умений и навыков, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей, развитию ловкости, координации движений.
С использованием речедвигательной ритмики развиваются внимание и память, оптико-пространственное представление, темпоритмическая переключаемость и координация движений, а так же развитие и коррекция речи : воспитание ритма и темпа дыхания и речи.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость речедвигательной ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей с речевой патологией сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания, перевоспитания и устранения речевых нарушений.
Результаты научных исследований позволяют более полно учитывать психофизиологические особенности людей разного возраста, имеющих нарушения речи: возможности работоспособности, реабилитационный двигательный потенциал, степень утомляемости, интересы и потребности, уровень речевого общения. В соответствии с этим речедвигательная ритмика разрабатывает содержание логоритмического воспитания в комплексе с речевыми коррекционными методиками и лечебно-оздоровительными мероприятиями.
Развитие движений, в сочетании со словом и музыкой, представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требует от ребёнка (взрослого) собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти.
Хочется отметить, что последнее время в логопедической работе стали появляться нетрадиционные методы терапии, среди которых: игротерапия, сказкотерапия, смехотерапия, изотерапия, АПИтерапия, кристаллотерапия, глинотерапия, воскотерапия. Но остановимся на более эффективных и целесообразных.
Дыхательная гимнастика Кофлера-Лобановой
В отличие от широко известных систем дыхания по методам Бутейко, Стрельниковой, которые являются в основном лечебной гимнастикой, трехфазное дыхание, прежде всего, преследует профилактическую цель – научить каждого человека правильно дышать. Чтобы укрепить здоровье и поменьше болеть. Эффективность этого метода доказана широкой практикой.
Преимущества этой системы перед другими системами дыхания, Главное – естественность.
Система не придумана, она подсмотрена у спящего человека. Все три фазы дыхания наличествуют у спящего или отдыхающего в состоянии глубокой релаксации человека.
Как известно, при дыхании человек поглощает из воздуха кислород и выделяет углекислый газ и другие продукты биохимической реакции. В основе трехфазного дыхания лежат три специфических ведущих принципа.
Первый - носовое дыхание. В этой системе вдох делается только через нос.
Второй – упражнения направлены на развитие и укрепление всего дыхательного аппарата человека. Что связано с систематической тренировкой дыхательной мускулатуры, прежде всего диафрагмы, а также межреберных и широчайших мышц спины.
Третий – особое внимание в этой системе уделено выдоху, который в большинстве упражнений контролируется сознательно. Пауза и вдох – «отданы» организму, и за счет этого оно происходят естественно, без какого – либо насилия. Именно плотный, упругий выдох и позволяет тренировать весь дыхательный аппарат. Принципиально важно и то, что все без исключения упражнения системы трехфазного дыхания начинаются с выдоха.
Все упражнения системы трехфазного дыхания можно разбить на три группы:
• Сугубо дыхательные упражнения, то есть особые режимы дыхания и движения;
• Дыхательные упражнения, связанные с произношением отдельных звуков, звуком и движением;
• Дыхательные упражнения, связанные с речью и пением, с речью и движением для выработки экономного, оптимального дыхания.
Чрезвычайно большое внимание в этой системе уделено звуку, что определяется рядом причин, Прежде всего система основана на тренировке длинного, плотного, ровного выдоха. Именно такой выдох обеспечивает наиболее эффективный режим дыхания. Но звук – это же всегда выдох. Кроме того, звук в упражнении служит основой для контроля за правильностью выполнения того или иного упражнения. На слух можно контролировать ровность, длину, плотность звука – выдоха, а эти качества звука являются гарантией того, что в процессе выдоха участвуют все составные части дыхательного аппарата.
Последовательность трехфазного дыхания такова: выдох, пауза, вдох.
Таким образом, между вдохом и выдохом паузы нет. Принципиально важно понять, что началом трехфазного дыхания является выдох.
Первая фаза – выдох, который в основном упражнении выполняется через плотно сжатые в определенной форме губы. Выдох должен быть дозированным, упругим и ровным. При выдохе нельзя стремиться выдохнуть из себя весь воздух. Впервые приступившим к занятиям выпустить примерно половину имеющегося в легких на момент выдоха воздуха, оставшаяся его часть необходима для следующей очень важной фазы – паузы.
Вторая фаза – пауза, во время которой формируется естественное желание вдохнуть – «приказ на вдох». Именно пауза определяет объем воздуха, необходимого для вдоха в зависимости от состоянии организма. Пауза должна быть естественной, приятной и ненасильственной. Это очень важный этап дыхания, определяющий оптимальность газообмена при различных состояниях организма.
Третья фаза – вдох, осуществляется очень быстро, через нос без шума в нем или почти бесшумно, а также без малейшего напряжения дыхательных путей.
1.2 Комплекс дыхательных упражнений
Упражнение №1
Это упражнение является основным (ключ трехфазного дыхания, или – «Пф») и направлено на подключение диафрагмального дыхания, освоение упругого выдоха, паузы и естественного вдоха (возврата дыхания). Сначала упражнение выполняется сидя или лежа. Губы слегка подобраны и чуть – чуть растянуты. Для выполнения выдоха губы сложить так, как при задувании свечи, при этом губы не выпячивать, а повернуть их центры к слегка разжатым челюстям и произвести негромко звук «пфф». «П» звучит только в первый момент после раскрытия сжатых губ, затем их слегка развести и вдыхать воздух с небольшим усилием через щель поджатых губ, образуя звук «ффф». Одновременно с активизацией губных мышц почувствовать напряженность диафрагмальных мышц в области пояса. При таком выдохе воздух выходит упругой и плавной струей, которая не должна прерываться, изменяться по силе, на всем протяжении выдоха быть ровной, сохранять одинаковую плотность.
Никогда не следует выдыхать до конца, надо расходовать примерно до половины запаса воздуха, находящегося в легких. Иначе паузы не получится, а вдох окажется судорожным и неестественным.
Правильность выдоха, как и всего цикла, контролируется неподвижностью плеч.
Упражнение №2
Схема упражнения:
Выдох – пффф,
Пауза,
Возврат дыхания (раз);
Ссс,
Пауза,
Возврат дыхания (раз);
Ссс,
Пауза,
Возврат дыхания;
Пффф,
Пауза,
Возврат дыхания,
Отдых.
Упражнение выполнять 2 – 3 раза.
При выполнении всех трех фаз дыхания плечи и верхняя часть груди должны оставаться неподвижными, процесс дыхания отличаться только движением нижних ребер, которые слегка раздвигаются при возврате дыхания и сдвигаются при выдохе. Иными словами, система трехфазного категорически отрицает насильственное «затягивание» воздуха в легкие, то есть глубокое дыхание.
Упражнение №3
Положение «смирно».
Эта поза знакома каждому: позвоночник прямой, плечи развернуты, живот подтянут. Стойка «смирно» выполняется без напряжения, ка «легкое смирно», при этом мышцы брюшного пресса слегка подтянуты и напряжены.
Схема упражнения:
Выдох – пффф,
Пауза.
Возврат дыхания,
«легкое смирно» (основная стойка);
Пффф,
Пауза,
Возврат дыхания,
«вольно» (расслабить мышцы брюшного пресса).
При выполнении следить за плечами и грудью. Они должны быть неподвижны все время. В данном упражнении не должно быть никаких зажимов и неудобств.
Очень большое значение для укрепления дыхательного аппарата имеет степень подвижности мягкого неба. Основные упражнения по укреплению дыхательного аппарата строятся на отработке правильного произнесения букв, слогов и фраз.
Важными упражнениями для развития грудного резонирования является произнесение звуков «ж» и «з».
Очень эффективные дыхательные упражнения на гласных звуках.
В этой методике упражнений много, они разносторонние и тщательно прорабатывают весь дыхательный аппарат. Их нужно выполнять по нарастающей сложности, поэтому осваивать их надо последовательно, одно за другим. Самое главное – это освоение принципа трехфазного дыхания. Оно должно стать привычным, чтобы пользоваться им во всех случаях, когда организм утомляется.