Екатерина Шараева
Использование элементов технологии ТРИЗ в музыкальном воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей.
Авторы: Шараева Екатерина Сергеевна, Мачкалян Ольга Витальевна
Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной творческой активностью.
Публикация «Использование элементов технологии ТРИЗ в музыкальном воспитании» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Поэтому мы в своей работе особое внимание уделяем развитию музыкальных способностей своих воспитанников. Этого мы добиваемся, используя различные педагогические технологии.
Одними из наиболее популярных инновационных педагогических технологий, адаптированных и активно используемых в дошкольной педагогике, являются теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (РТВ). созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером. Методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать во всех разделах музыкального развития ребенка. Методическая литература, а также дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации технологии ТРИЗ.
Нами сделана попытка проверить и адаптировать на базе своего детского сада некоторые методы и приемы технологии ТРИЗ. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ и РТВ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательскую смекалку, мышление, гибкость, подвижность, системность, диалектичность; качества личности - активность, стремление к новизне; развитие речи и творческого воображения.
Все программы музыкального обучения и развития включают в себя развитие музыкально-творческих способностей детей, но не дают методов и приемов. Поскольку технология ТРИЗ – это система методов и приемов, то она максимально увеличивает эффективность любой программы. Однако, широкого использования этих технологий в музыкальном воспитании дошкольников на сегодняшний пока день не наблюдается, несмотря на то, что целый ряд задач музыкального воспитания по систематизации полученных знаний, а также по развитию творческого воображения можно решать быстрее, используя отдельные методы ТРИЗ-РТВ.
Педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности педагога, музыкального руководителя и родителей.
Этапы педагогической технологии:
• На первом этапе создаем условия для реализации этапов педагогической технологии, проектируем подгруппы детей в произвольной форме. Активизируем интерес детей к музыке, образное мышление. Погружаем детей в процесс музыкального восприятия.
• На втором этапе обогащаем опыт детей новыми музыкальными впечатлениями в ходе слушания музыкальных произведений, анализируем, определяем средства музыкальной выразительности, играем в музыкально–дидактические игры.
• На третьем этапе активизируем самостоятельную деятельность детей в процессе восприятия музыки, после чего они смогут без участия взрослого провести анализ музыкального произведения.
• На четвертом этапе обогащаем музыкальную культуру педагогов и
родителей. Педагогам предлагаем общие и конкретные рекомендации по вопросам музыкального развития и воспитания ребенка
(через консультации, мастер-классы, практикумы) семинары – практикумы для педагогов.
Для родителей создаются: фонотека, картотека с музыкально – дидактическими играми, библиотека с литературой по музыкальному развитию дошкольника, проводятся родительские собрания, совместные вечера развлечений. Разрабатываем рекомендации для родителей, желающих развить интерес к музыке у своих детей.
Подробнее остановимся на 1 и 2 этапах внедрения педагогических технологий ТРИЗ. Реализация технологии ТРИЗ – РТВ с детьми проходит через НОД, во всех видах музыкальной деятельности, так как отдельные элементы творческого системного мышления формируются и развиваются уже на начальном этапе становления личности – в дошкольном возрасте. Основными педагогическими средствами развития системного мышления являются дидактическая игра и творческие задания. В результате которых формируется системное мышление, умение наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т. е. быть включенным в деятельность поиска и творчества, дети учатся видеть связи, имеющиеся в различных областях окружающего мира.
Обобщение значений ведет к постепенному формированию у ребенка ИМЕНИ ПРИЗНАКА. Традиционная педагогика строится в основном на обозначении значения признака, а потом пытается сообщить детям ИМЯ этого признака.
Встала проблема, как организовать работу с детьми, чтобы у них наилучшим образом формировались понятия ИМЕН признака, и чтобы дошколята не «тонули» в бесконечном множестве значении признаков. Дидактическая задача усиливалась еще тем, что детей необходимо не только научить выявлять называть признаки и их значения, но и преобразовывать их при создании творческих продуктов.
Первая часть технологии ТРИЗ - построена на основе Кругов Луллия. Система творческих заданий и тренингов формирует у детей обобщенное понятие- "имя признака" и развивает воображение путем добавления признаков, нетипичных для реального объекта
Вторая часть – технология, построенная на системе игр «Да-нет». Они позволяют развивать навыки сужения поля поиска, ориентировки в пространстве, классификации, анализа ситуации.
Прежде чем приступить к изучению первой части технологии ТРИЗ, мы должны пройти через подготовительный этап, который подразумевает формирование у ребенка ИМЕН ПРИЗНАКА. Для этого мы разработали перспективный план работы с детьми, в котором есть карточки обозначающие музыкальные признаки, составлена картотека игр, соответствующих данному признаку.
Пример - рассказать ситуацию знакомства с признаком «Звук». Ребята, давайте послушаем тишину. Какая тишина? Ответы детей. Затем сыграть на металлофоне. «Что мы с вами услышали?». Звук. Какой он? Ответы детей. Объяснить детям, что такое звук.
Звук – колебание звучащего тела, имеющий основные свойства: высоту, длительность, тембр, (показать карточку с музыкальным признаком).
Объяснить какие бывают звуки, затем поиграть с детьми в игру «Звуки шумовые и музыкальные» - Л. В. Малахова (продемонстрировать – шум бумаги, игра на металлофоне, на барабане, стук по дереву). Таким образом мы знакомим детей с музыкальным признаком – ЗВУК.
Рассмотрим примеры использования «Кругов Луллия» (вид морфологического анализа) в музыкальном развитии дошкольников старшего возраста.
Цели и задачи обучения. Многообразный мир состоит из объектов. Любой реальный объект имеет признаки: цвет, форму (объемную, плоскостную, количество, части, изменения во времени, материал, место и др. В приложении представлен список базовых признаков, познать которые необходимо ребенку. Ребенок, который не умеет еще читать, различает признаки по схематическим изображениям.
Основная цель работы с кругами Луллия – освоение способов познания и преобразования мира с помощью комбинаторики.
Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия решают следующие задачи:
- формируют понятия «признак», знакомят с именами признаков;
-учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами;
-развивают навыки фантастического преобразования объектов;
-формируют чувствительность к проблемам.
Общее описание технологииРабота построена на изобретении Раймонда Луллия (14 век, Италия) и получила название «Круги Луллия». Существует 2 вида кругов: 1 вид - когда одинаковые по диаметру круги между собой не скреплены, а 2 вид - когда разные по диаметру круги нанизаны на стержень. У обоих видов сверху устанавливается стрелка. Все круги разделяются на одинаковое количество секторов. На них располагаются картинки (рисунки, слова, изречения). Круги и стрелка свободна двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые признаки объектов.
Изобретение Р. Луллия взято за основу системы игровых упражнений. Она позволяет формировать у детей понятия «объект-признак-проявление признака»; развивать воображение, гибкость мышления, а главное – чувствительность к проблемам. Наши игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Эта способность является ключом к становлению творческого мышления и развитию интеллекта подрастающего человека.
Особенности использования кругов Луллия с детьми. Для проведения тренингов с детьми необходимо подготовить пособие. Вырезать круги, стрелку, картинки. Соединить круги и стрелку. Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 3 кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8: с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом; в работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом; дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются три круга с 8 секторами на каждом).
Тренинги с Кругами Луллия можно проводить на музыкальных занятиях (НОД, так и вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). Расположить картинки на кругах. Раскручиваются круги, и рассматриваются сочетания картинок, на которые указывает стрелка.
Существует 4 типа тренингов:
1 тип «Найди реальное сочетание» Под стрелкой объединяются картинки, формирующие реальную картину мира. Составляются предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делаются выводы.
2 тип «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривается случайное соединение объектов, и как можно достовернее объясняется необычность их взаимодействия.
3 тип «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
4 тип «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Вместе с ребенком формулируются проблемы, выдвигаются идеи по их решению.
В НОД с помощью Кругов Луллия закрепляем и систематизируем знания детей о музыкальных инструментах, композиторах, прослушанных музыкальных произведениях.
В разделе слушание музыки используем игру «Определи настроение музыкального произведения». Цель - активизировать ассоциативное мышление и воображение, закреплять использование цветофункционального метода.
Работа с пособием по 1 типу:
а) подбирать к музыкальным произведениям соответствующие пиктограммы настроения; (например к пьесе Д. Б. Кабалевского «Клоуны"- пиктограмму с сердитым выражением на темно-фиолетовом фоне) .
б) к пиктограммам настроения подбирать соответствующие музыкальные произведения (к пиктограмме спокойного выражения на торжественно).
Работа по 2 типу - случайно соединив пиктограмму с картинкой, ребенок попытается объяснить этот вариант, проявив фантазию. (например, если грустная пиктограмма совпадет с картинкой ранней весны)
«Отгадай чье произведение?». Цель - закреплять знания детей о произведениях крупной формы: оперы, балета; о композиторах их создавших, развивать память, воображение, ассоциативное мышление.
Работа с пособием по 1 типу: прослушав знакомое музыкальное произведение, ребенок совмещает картинку, подходящую содержанию этого произведения с портретом композитора его создавшего (например, картинка Черномора с портретом Глинки и т. п.)
По 2 типу: при случайном соединении картинок ребенок пытается объяснить или пофантазировать над своим выбором (например, если бы совпала картинка "Бабы-Яги" не с портретом Чайковского, а с Григом, можно пофантазировать, что музыка этого произведения была бы более доброй и светлой, т. к. Грига называют художником в музыке и т. п.).
В разделе музыкально-ритмические движения используем такой круг Луллия: первый круг – сказочные герои,
второй круг – движения в виде символов –
раскрутив оба круга – выполнить движение в характере выпавшего героя.
В разделе исполнительское творчество:
первый круг – четыре времени года,
второй круг – музыкальные инструменты, в дальнейшем используются для сочинения мелодии или аккомпанемента,
третий круг – пиктограммы с настроением.
Раскрутив оба кольца и соединив время года, придумать и озвучить на выпавшем инструменте мелодию в характере выпавшей пиктограммы.
В разделе игра на ДМИ используем игру «Угадай, какой инструмент». Цель - закреплять знания детей о музыкальных инструментах, находить их по деталям, различать по способу звукоизвлечения (клавишный, духовой, струнный и т. д.) Для этого на одном круге изображены картинки музыкальных инструментов, а на другом –только их части.
Работа с пособием по 1 типу: найти реальное сочетание, из каких частей они состоят;
По 2 типу: пофантазировать как будет называться музыкальный инструмент, соединенный случайно (например, баралайка, скриподудка, фортебаян).
Упражнения на подбор пары: в одном из секторов устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. (Одной картинке 1-го кольца обязательно должна соответствовать одна картинка 2-го кольца).
Например, упражнение "Музыкальные инструменты". Цель: учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей.
Материал. На стержне - два круга (на большом круге - изображения объектов, на маленьком – части этих объектов). Реальное задание: уточнение имеющихся знаний о музыкальных инструментах (посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором). Фантастическое задание: на развитие воображения (раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой). Придумай историю о получившемся музыкальном инструменте (Как можно было бы использовать этот музыкальный инструмент).
Упражнение на формирование звуковысотного слуха «Найди звук»: 1-й круг – изображения животных, издающих звуки определенной высоты: медведь, волк, кошка, мышка; 2-й круг - клавиатура фортепиано, окрашенная в разный по цвету контур (синий, фиолетовый, зеленый, желтый) соответствует низкому, среднему и высокому диапазону. Реальное задание: назвать высоту звука по диапазону (низкий, средний, высокий регистр). Найти и сыграть этот звук на клавиатуре фортепиано в соответственном регистре. Фантастическое задание: придумать историю, где бы животное пело голосом такой высоты звучания. Например, в сказке «Волке и семеро козлят» волк запел тоненьким (высоким) голоском.
Заключение: Таким образом занятия с применением элементов ТРИЗ и РТВ, а именно Кругов Луллия, являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Все это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации не только в музыке, но и других видах деятельности.