Любовь Чурюмова
Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников
Музыкальный руководитель : Чурюмова Л. С.
МКДОУ № 22
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим
В. Шефнер.
Публикация «Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. На его основе разрабатываются региональные и национально-региональные учебные программы. Региональный и национально-региональный компоненты стандарта определяют нормативы, которые относятся к компетенции учреждений образования конкретных областей, краев, республик РФ. Они обеспечивают специфические потребности и интересы населения определенного региона в области образования, в которых отражено своеобразие культуры народов, населяющий данный регион.
Стабильность межэтнических отношений зависит от степени гарантированности прав и свобод всех народов, проживающих в регионе. При этом важно, чтобы ростки толерантности, патриотизма и интернационализма формировались с детства. Благодаря принятым «Законам о языках» в 1992-1993г. г. в республике началось развитие национально- региональной системы образования. В дошкольных учреждениях были введены должности учителей калмыцкого языка, «ээжи». В те годы дошкольное воспитание в наших садах столкнулось с нехваткой учебного материала. И музыкальное воспитание сыграло решающую роль в изучении дошкольниками калмыцкого языка, приобщении к национальным традициям и культуре. Учителя калмыцкого языка отмечали, что через исполнение песен дети лучше усваивают материал, запоминают больше слов.
На фоне внимания, которое уделялось развитию национального образования в Калмыкии, существовал недостаток учебных программ, пособий, методических разработок и рекомендаций. Проблема использования национально-регионального компонента в музыкальном воспитании до сих пор решена частично и требует дальнейшего изучения и работы в этом направлении. Особенно педагоги-музыканты испытывали затруднения в подборе национального музыкального материала. Чтобы решить эти проблемы я начала тесно сотрудничать с композиторами нашей республики : Уджаевым Б. Н., Манджиевым А. Н., Санжиевой Т. Ш., Кушовым З. В детском репертуаре появились песни Пюрбеева С. - учителя музыки. Широко использовала в работе с детьми народные калмыцкие песни и танцевальную музыку. Учителя калмыцкого языка перевели много песен на калмыцкий язык, адаптировали народные песни для дошкольников. Результатом этой работы стала «Адаптированная программа по музыкальному воспитанию для дошкольников» вы полненная совместно с преподавателями педучилища на калмыцком языке. Сегодня радует то, что национальный репертуар стал равноправной частью учебного процесса.
Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались музыкально-слуховые впечатления, связанные с родными напевами, чтобы в них происходило постепенное закладывание фундамента музыкальной культуры. В младшем возрасте эстетические вкусы детей находятся еще в стадии формирования и становления и не являются достаточно стойкими и определенными. Поэтому ребенок, который с самого раннего возраста слышит народную музыку, играет и танцует под нее, поет народные песни, слушает и сравнивает обработки народной музыки разных композиторов, интуитивно осваивает музыкальную культуру народа, его мелодические интонации и музыкально-ритмические особенности. У него развивается способность к тонкому восприятию различных национальных мелодий, которые становятся для него в дальнейшем родными и близкими. Приобретенный в детские годы музыкальный опыт, несомненно, повлияет на формирование его духовности и нравственности, а его знания умения и навыки постепенно скажутся на отношении к окружающему миру.
Таким образом, все это еще раз подчеркивает важность и необходимость изучения и понимания народной музыкальной культуры. С самого раннего возраста я ввожу слушание калмыцких и русских и танцевальных мелодий (хлопки, притопы, игра на деревянных ложках, колокольчиках). Исполняются песни «Эжин хаша дотр», кстати, эту песню, как и многие другие Т. Санжиева написала в нашем саду, разучивая с нашими воспитанниками, учитывая особенности детского голоса на практике. Народные музыкальные произведения просты для исполнения и хранят в себе начало глубокой нравственности, что приобретает сегодня очень большое значение. Мнение поэтов и писателей, композиторов, многих выдающихся деятелей музыкальной педагогики, ученых, этнографов совпадает в том, что народные музыкальные произведения обладают большими воспитательными возможностями, которые необходимо использовать в качестве инструмента в воспитании интереса, любви и уважения подрастающего поколения к народным традициям и культуре. Знакомство детей с музыкально-эстетическими традициями этноса, воспитывает в детях лучшие нравственные и эстетические качества, духовно обогащают ребенка, развивают в нем способность сопереживать с людьми, ценить и любить человека, окружающую природу.
С учителем калмыцкого языка Сератировой К. С. мы поставили музыкальную сказку «Теремок» на калмыцком языке, она пользуется неизменным успехом как у «артистов» так и у слушателей. Большим событием в нашем саду стала реализация проекта по празднованию юбилея выдающегося калмыцкого поэта Д. Н. Кугультинова. Продуктом стал утренник, посвященный этому событию, где наши воспитанники (Ванькаев Дима и Наказная Милена) исполнили песню на слова Д. Кугультинова «Хаврар» на муз. С Пюрбеева (сценарий прилагается). На городском конкурсе «Эжин келн-энкр зоор» они заняли 1 место в номинации «Вокальное пение» (дуэт).
Что слышат наши дети, что они исполняют, на какой музыке воспитываются их слух и вкус - от этого зависит очень многое. Наши музыкальные руководители очень много работают в этом направлении. (О. Д. Донцова, Шарапова З. Б., В. С Казанкина, Н. С. Дедникова и др.)
За последние годы багаж детской музыки значительно пополнился и расширился, стал более интересным и разнообразным. По моей просьбе композитор А. Манджиев написал для детей песню «Хамдан» на слова В. Шуграевой, которую мы разослали во все ДОУ города по электронной почте. (наша воспитанница Марина Бакаева заняла 2 призовое место в городском конкурсе, исполняя эту песню).
И все-таки, хотя многое делается, педагогам не хватает специализированных учебных изданий, методических материалов,наглядных пособий, нотных сборников, а также аудио- и видеозаписей музыкальных произведений калмыцких композиторов и народной музыки с учетом :
• доступности содержания, возрастных особенностей
• разнообразия предлагаемого материала; соответствие его детским интересам, вкусам, потребностям;
• развития творческих умений и навыков в ходе изучения национальной музыки.