Папки-передвижки

Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников

Любовь Чурюмова
Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников

Музыкальный руководитель : Чурюмова Л. С.

МКДОУ № 22

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим

Хоть новому принадлежим

В. Шефнер.

Публикация «Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. На его основе разрабатываются региональные и национально-региональные учебные программы. Региональный и национально-региональный компоненты стандарта определяют нормативы, которые относятся к компетенции учреждений образования конкретных областей, краев, республик РФ. Они обеспечивают специфические потребности и интересы населения определенного региона в области образования, в которых отражено своеобразие культуры народов, населяющий данный регион.

Стабильность межэтнических отношений зависит от степени гарантированности прав и свобод всех народов, проживающих в регионе. При этом важно, чтобы ростки толерантности, патриотизма и интернационализма формировались с детства. Благодаря принятым «Законам о языках» в 1992-1993г. г. в республике началось развитие национально- региональной системы образования. В дошкольных учреждениях были введены должности учителей калмыцкого языка, «ээжи». В те годы дошкольное воспитание в наших садах столкнулось с нехваткой учебного материала. И музыкальное воспитание сыграло решающую роль в изучении дошкольниками калмыцкого языка, приобщении к национальным традициям и культуре. Учителя калмыцкого языка отмечали, что через исполнение песен дети лучше усваивают материал, запоминают больше слов.

На фоне внимания, которое уделялось развитию национального образования в Калмыкии, существовал недостаток учебных программ, пособий, методических разработок и рекомендаций. Проблема использования национально-регионального компонента в музыкальном воспитании до сих пор решена частично и требует дальнейшего изучения и работы в этом направлении. Особенно педагоги-музыканты испытывали затруднения в подборе национального музыкального материала. Чтобы решить эти проблемы я начала тесно сотрудничать с композиторами нашей республики : Уджаевым Б. Н., Манджиевым А. Н., Санжиевой Т. Ш., Кушовым З. В детском репертуаре появились песни Пюрбеева С. - учителя музыки. Широко использовала в работе с детьми народные калмыцкие песни и танцевальную музыку. Учителя калмыцкого языка перевели много песен на калмыцкий язык, адаптировали народные песни для дошкольников. Результатом этой работы стала «Адаптированная программа по музыкальному воспитанию для дошкольников» вы полненная совместно с преподавателями педучилища на калмыцком языке. Сегодня радует то, что национальный репертуар стал равноправной частью учебного процесса.

Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались музыкально-слуховые впечатления, связанные с родными напевами, чтобы в них происходило постепенное закладывание фундамента музыкальной культуры. В младшем возрасте эстетические вкусы детей находятся еще в стадии формирования и становления и не являются достаточно стойкими и определенными. Поэтому ребенок, который с самого раннего возраста слышит народную музыку, играет и танцует под нее, поет народные песни, слушает и сравнивает обработки народной музыки разных композиторов, интуитивно осваивает музыкальную культуру народа, его мелодические интонации и музыкально-ритмические особенности. У него развивается способность к тонкому восприятию различных национальных мелодий, которые становятся для него в дальнейшем родными и близкими. Приобретенный в детские годы музыкальный опыт, несомненно, повлияет на формирование его духовности и нравственности, а его знания умения и навыки постепенно скажутся на отношении к окружающему миру.

Таким образом, все это еще раз подчеркивает важность и необходимость изучения и понимания народной музыкальной культуры. С самого раннего возраста я ввожу слушание калмыцких и русских и танцевальных мелодий (хлопки, притопы, игра на деревянных ложках, колокольчиках). Исполняются песни «Эжин хаша дотр», кстати, эту песню, как и многие другие Т. Санжиева написала в нашем саду, разучивая с нашими воспитанниками, учитывая особенности детского голоса на практике. Народные музыкальные произведения просты для исполнения и хранят в себе начало глубокой нравственности, что приобретает сегодня очень большое значение. Мнение поэтов и писателей, композиторов, многих выдающихся деятелей музыкальной педагогики, ученых, этнографов совпадает в том, что народные музыкальные произведения обладают большими воспитательными возможностями, которые необходимо использовать в качестве инструмента в воспитании интереса, любви и уважения подрастающего поколения к народным традициям и культуре. Знакомство детей с музыкально-эстетическими традициями этноса, воспитывает в детях лучшие нравственные и эстетические качества, духовно обогащают ребенка, развивают в нем способность сопереживать с людьми, ценить и любить человека, окружающую природу.

С учителем калмыцкого языка Сератировой К. С. мы поставили музыкальную сказку «Теремок» на калмыцком языке, она пользуется неизменным успехом как у «артистов» так и у слушателей. Большим событием в нашем саду стала реализация проекта по празднованию юбилея выдающегося калмыцкого поэта Д. Н. Кугультинова. Продуктом стал утренник, посвященный этому событию, где наши воспитанники (Ванькаев Дима и Наказная Милена) исполнили песню на слова Д. Кугультинова «Хаврар» на муз. С Пюрбеева (сценарий прилагается). На городском конкурсе «Эжин келн-энкр зоор» они заняли 1 место в номинации «Вокальное пение» (дуэт).

Что слышат наши дети, что они исполняют, на какой музыке воспитываются их слух и вкус - от этого зависит очень многое. Наши музыкальные руководители очень много работают в этом направлении. (О. Д. Донцова, Шарапова З. Б., В. С Казанкина, Н. С. Дедникова и др.)

За последние годы багаж детской музыки значительно пополнился и расширился, стал более интересным и разнообразным. По моей просьбе композитор А. Манджиев написал для детей песню «Хамдан» на слова В. Шуграевой, которую мы разослали во все ДОУ города по электронной почте. (наша воспитанница Марина Бакаева заняла 2 призовое место в городском конкурсе, исполняя эту песню).

И все-таки, хотя многое делается, педагогам не хватает специализированных учебных изданий, методических материалов,наглядных пособий, нотных сборников, а также аудио- и видеозаписей музыкальных произведений калмыцких композиторов и народной музыки с учетом :

• доступности содержания, возрастных особенностей

• разнообразия предлагаемого материала; соответствие его детским интересам, вкусам, потребностям;

• развития творческих умений и навыков в ходе изучения национальной музыки.

Публикации по теме:

Августовская педагогическая конференция-2015 (фотоотчет)Августовская педагогическая конференция-2015 (фотоотчет) 27 августа 2015 г. состоялась августовская педагогическая конференция в городе Учалы в здании Учалинской филармонии. Перед началом конференции.

Август-ягодная пора.Август-ягодная пора. Много чудесных мест есть на свете, но красивее нашей сибирской природы нет. Тюменская область относится к Восточной Сибири. Длинная зима,.

Августовская конференция Видео В августе месяце в нашем детском саду были гости из управления образования и из Дворца культуры. Для гостей был подготовлен концерт. Выступление.

Фотоотчет «Август. Неделя художественного творчества»Фотоотчет «Август. Неделя художественного творчества» Хочу Вас познакомить, уважаемые коллеги, с мероприятиями по проекту "Неделя художественного творчества". Удивительно увлекательное дело.

Фотоотчет группы за август 2015 годаФотоотчет группы за август 2015 года МДОБУ ЦРР детский сад «Курай» Отчет о проделанной работе 2 младшей группы «Пчелки» за август месяц 2015 г. Воспитатели: Тлявсина Г. С.

Перспективный план работы с детьми второй младшей группы в летний оздоровительный период (август) с 03.08–31.08.15 г. 03.08-07.08.15 г. "В мире игрушек". Число, месяц Утро Прогулка Вечер Понедельник 03.08.15 Приём, осмотр детей. Утренняя.

План на август. Тематическая неделя «Праздник первого салюта» Содержание работы с детьми по теме «Праздник Первого салюта» (с 03 августа по 07 августа) Цели: Пробудить в детях чувство любви к своему.

План летней оздоровительной работы воспитателя группы раннего возраста на август (1,2 неделя) Август – I неделя «Земля - наш общий дом» № п/п Виды деятельности Проводимые мероприятия Дата выполнения 1 Игровая деятельность.

План-сетка на август 2015 года в подготовительной группе План – сетка на август 2015 год Неделя «Любимых игр» Музыка – развивать чувство ритма, слуха; воспитывать эмоциональную отзывчивость на.

Тематическое планирование на август месяц (II младшая группа) Задачи по основным направлениям развития: Познавательно-речевое развитие: - продолжать развивать речь и речевое общение дошкольников;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников
Опубликовано: 13 ноября 2015 в 20:36
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Чурюмова (УИ 388065) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД